Posted 7 декабря 2022,, 10:58

Published 7 декабря 2022,, 10:58

Modified 7 декабря 2022,, 11:00

Updated 7 декабря 2022,, 11:00

Спрос на восстановление автозапчастей вырос на 30% в Нижегородской области

Спрос на восстановление автозапчастей растет, но есть проблемы

7 декабря 2022, 10:58
Фото: 1MI

Спрос на восстановление автозапчастей вырос на 30% в Нижегородской области

Спрос на восстановление автозапчастей вырос в Нижегородской области более чем на 30% из-за санкций. Но развитие ребилдингового бизнеса тормозит ряд проблем, включая отсутствие грамотных кадров и господдержки. Об этом NewsNN рассказали участники рынка.

В поисках экономии

По данным «Автостата», по российским дорогам сейчас ездят 54 миллиона автомобилей. Их средний возраст составляет 13,6 лет. Если детали ломаются, то автовладельцы, как правило, выбирают между ее заменой или восстановлением. И все чаще именно последнее.

«Если автомобилю 10 лет и больше, стоимость агрегата иногда равна автомобилю. Поэтому смысл покупать новое вообще отсутствует в этом случае», — говорит владелец технического центра «Гидравлика» Юрий Валько. В бизнес по ребилдингу автомобилей он пришел 20 лет назад. Сейчас в штате компании работают 70 человек, а годовой оборот составляет 200 млн рублей.

«Для того чтобы через 3 года купить новый автомобиль, нужно расковырять земной шар, вытащить оттуда руду, в угольной домне выплавить чугун. Из этого чугуна в индукционной печи выплавить сталь. Эту сталь закатать, прокалить, это огромный углеродный след, это колоссальные затраты энергии», — рассказывает собственник ООО «Механика» Дмитрий Даньшов.

Спрос на ребилдинг вырос и в Нижегородской области. По данным главы местного филиала компании «Бест Вей» Михаила Романова, он увеличился на 30%. По данным главы автосервиса «Авантаж» Артема Хилова — на 50%. Основные причины — заоблачные цены на новые автомобили и детали, часть из которых россиянам просто не достать в период санкций.

Самые востребованные услуги — ремонт двигателей, рулевых реек, задних крыльев машин и т. п. Причем в «Бест вей» отметили, что восстановление многих деталей обходится водителям как минимум на 50% дешевле, нежели покупка новых, а в «Авантаже» — в два раза.

Отсутствие поддержки и кадров

При этом рынок восстановления автозапчастей в России сравнительно небольшой. По словам президента Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергея Катырина, страна является крупным производителем автомобильной техники, но не имеет официальной промышленности по восстановлению запчастей и агрегатов. Судите сами: к этому году в России работают 369 машиностроительных заводов и более 70 тысяч автомастерских. Но компании, которые восстанавливают запчасти, — это нечто среднее между заводом и автосервисом. Таких предприятий в стране намного меньше — всего около 500. Объем рынка ребилдинга в целом оценивается в 70 млрд рублей.

Все потому, что открыть бизнес по восстановлению автозапчастей непросто. Как пояснил владелец «Бест вей», если для создания автосервиса нужен, грубо говоря, «только гаечный ключ», то ремонт деталей требует специального оборудования и больших арендованных площадей под него. В результате для открытия сервиса на 500 квадратов достаточно будет 5 млн рублей, а станочный парк обойдется уже в 20-25 млн рублей. Часть инвестиций могли бы компенсировать государственные льготы, вот только рассчитывать на них бизнесменам не приходится.

«Если бы была господдержка по нашей отрасли, было бы здорово. Субсидии на покупку оборудования, например», — сообщил директор предприятия по ремонту и восстановлению рулевых реек «Гидротех» Александр Подберезный.

«Никакой господдержки нет. Средние инвестиции для старта бизнеса — более 10 млн рублей», — отметил старший консультант «Re Motors» Сергей.

«Помогло бы нормальное развитие рынка — не то, что творится сейчас. Деятельность не лицензируется. В сварочных работах у нас, например, используется много проволоки и углекислоты. Но углекислота в этом году подорожала непонятно с чего в пять раз. Не знаю, что и делать», — жалуется директор «Авантаж».

Другая крупная проблема ребилдеров — отсутствие кадров. В этом признались три из четырех опрошенных NewsNN предприятий. «Раньше приходили те, кто любит машины. И у них любовь перерастала в мастерство. А теперь компьютеры, тиктоки… Людям не до машин», — отмечает Хилов.

«Открутить и поставить может каждый слесарь. А чтобы восстанавливать, нужны специальные знания. И найти грамотных токарей, шлифовщиков в последнее время почти невозможно. У нас кадровый голод. И это в Нижнем Новгороде, который издавна славился автомобильной промышленностью», — также поделился своей болью Романов.

Что обещают ребилдерам?

«В основном это все малые и средние предприятия, и все наши нормативные документы, все наши инструменты по поддержке МСП могут заработать для них только в том случае, если они легально будут. Государство должно отрегулировать проблему технической исправности автомобилей в течение его всего жизненного цикла. Это нормативно правовое обеспечение, это доступ к финансовым ресурсам, возможность поддержки этих предприятий», — признался Катырин.

Реагируя на потребности отрасли, в ноябре участники круглого стола в Торгово-промышленной палате предложили минпромторгу включить восстановителей автозапчастей в России в Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. Если это произойдет, то отрасль получит собственный код ОКВЭД, что позволит создать для ребилдеров программу подготовки кадров, а также сформировать общие стандарты и единое техническое регулирование.

"