Posted 24 ноября 2022,, 06:36

Published 24 ноября 2022,, 06:36

Modified 24 ноября 2022,, 06:38

Updated 24 ноября 2022,, 06:38

В РОЦИТ предложили запретить рекламу на площадках с деструктивным контентом

24 ноября 2022, 06:36
В Общественной палате РФ состоялся третий, заключительный в серии, круглый стол, посвящённый созданию реестра деструктивного контента.

В ходе заседания доцент кафедры государственного управления Нижегородского университета им. Лобачевского Алла Полянина представила результаты совместного исследования с Казанским федеральным университетом по практике исследования информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей. Речь, в частности, шла об анализе заключений Роскомнадзора относительно обучающей продукции, книг, фильмов, игр, публикаций в СМИ и т. д. В подавляющем большинстве случаев заказчиками такой экспертизы являются сами производители контента. По мнению Поляниной, в этой связи экспертизу информационной продукции можно считать механизмом снятия ответственности за распространение опасных для детей и подростков материалов с госорганов, должностных лиц и участников медиаэкспертизы. Также она указала на противоречие правового дизайна и слабую аргументацию правил отбора экспертов и проведения экспертизы.

Ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова представила итоги обсуждения категоризатора деструктивного контента членами Общественного совета «Безопасная информационная среда детства». Участники совета предложили дополнить реестр следующими категориями: отрицание семейных ценностей и формирование неуважения к родителям и другим членам семьи; вовлечение детей в игровой бизнес; депрессивный контент и пропаганда психических расстройств; популяризация негативного отношения к чтению, учёбе и саморазвитию.

Основатель общественного проекта «Против пирамид» Алексей Макаров рассказал о вредоносном контенте в финансовой сфере. Он уточнил, что в настоящее время финансовые пирамиды в основном связаны с тематикой криптовалют. В 2021 году было выявлено в четыре раза больше таких организаций, чем годом ранее. Финансовые мошенники активно используют социальные сети и чат-боты. Зачастую в продвижении пирамид принимают участие известные медийные личности, лидеры общественных мнений, популярные блогеры. Помимо финансовых пирамид существуют и другие виды вредоносного контента экономической направленности: вовлечение участников биржевых торгов в манипулирование курсами активов — т. е. создание ажиотажа; создание психологических стимулов для вывода активов из России; привлечение пользователей на незарегистрированные биржевые платформы; привлечение неквалифицированных инвесторов на рынок криптовалют. Усилия мошенников по вовлечению в подобные схемы всё чаще направляются на подростков и молодёжь. В связи с этим Алексей Макаров предложил дополнить категоризатор деструктивным контентом в финансовой сфере.

Подводя итоги серии круглых столов, директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин подчеркнул, что основной задачей, стоящей перед экспертным сообществом в настоящее время, является выделение чётких критериев и признаков деструктивного контента: «Это должна быть живая структура, которая будет изменяться и дополняться в соответствии с тем, какие новые виды такого контента появляются. Чёткий перечень критериев должен быть публичным, чтобы на его основании могли работать общественники и цифровые платформы. Кроме того, целесообразно создание формы обратной связи для получения предложений от волонтёров и жалоб на конкретные материалы деструктивного характера».

Важной задачей, по мнению Сагдатулина, является и модернизация системы мониторинга деструктивного контента в цифровом пространстве: традиционный анализ семантического ядра не позволяет в полной мере выявлять вредоносные материалы с учётом контекста.

Рустам Сагдатулин также обозначил меры борьбы с деструктивным контентом, предлагаемые РОЦИТ: «Первая и очевидная — запрет и удаление. Также возможно применение маркировки, по аналогии с существующей маркировкой фейковых сообщений. Третья мера — ограничение распространения: то есть даже если вы подписались на сообщество с деструктивным контентом, видеть его должны только вы, а не ваши подписчики. Эффективным представляется и ограничение на взаимодействие с такой информацией. У авторов этого контента не будет стимула создавать его, если посты не будут лайкать, репостить и комментировать. И ещё одна из мер — запрет на монетизацию пабликов с деструктивным контентом и запрет на размещение рекламных интеграций».

Кроме того, предполагается институализация работы по противодействию деструктивному контенту путём создания экспертного сообщества и единого базового списка требований к работе с такой информации, который можно применять на всех цифровых площадках.

Планируется, что итоги работы экспертного сообщества за год будут подведены в декабре.

 

"