Историки обычно называют родовыми поместьями дворянские усадьбы. Но в последнее время это словосочетание все чаще используют сторонники «Звенящих кедров России» или анастасизма. В основе движения лежит творчество писателя Владимира Мегре. Согласно учению, Россию ждет светлое будущее, если каждая семья приобретет один гектар земли и будет возделывать его. То есть, создаст «родовое поместье».
В Нижегородской области к 2022 году созданы десятки таких поместий. Некоторые из них даже объедены в поселки. К примеру, около 30 семей развивают родовые поместья в деревне Дуброво Павловского района, около 80 – рядом с поселком Калиновец Воротынского района.
Как рассказала NewsNN правитель «калиновцев» Екатерина Чибакова, переезд в сельскую местность — дело не простое. И не только потому, что необходимо накопить деньги на землю и крышу над головой. Обустройство на купленном гектаре тоже сопряжено с определенными трудностями.
«Сначала ставят временное жилье — чаще всего, палатку. Осматриваются. Затем постепенно начинают чувствовать свой гектар, налаживать быт и работу, строят дом. Нам повезло — когда покупали землю, там уже стояла баня. Очень пригодилась в первое время. Но все равно две зимы фактически жили в городе, прежде чем окончательно поселились тут», — говорит Чибакова.
При этом есть семьи, которые выкупили гектар, но давно не появляются на участке. Речь идет о 50 семьях. С точки зрения Чибаковой, такие люди оказывают плохую услугу местному сообществу. Ведь от благосостояния семей и их активного взаимодействия с соседями зависит жизнь поселения в целом.
Как отметила в разговоре с NewsNN владелец родового поместья в Дуброво Юлия Антипова, переезд требует и финансовых вложений, и энергетических затрат, но она ни о чем не жалеет. «В феврале 2020 года началось строительство нашего дома, в марте мы уже переехали. Через два месяца начали бабушку с дедушкой перевозить, строить им дом. Но в родовом поместье ко многому нужно привыкнуть — удаленность от города, большие расстояния между участками и километры между „живыми“ домами. Надо было в прямом смысле слова научиться жить в лесу с его обитателями», — рассказала собеседница.
Чем же занимаются анастасийцы в родовых поместьях? По словам Чибаковой, с фермерством у «калиновцев» проблемы — земля им досталась от колхозов, поэтому слишком истощена. Преимущественно люди занимаются там животноводством и ремеслами. Некоторые зимой отправляются на заработки, а летом живут в поместье.
«Самообеспечение у нас хромает. Но все равно что-то сажаем, держим коз, есть трактор — это подспорье. Молоко, яйца и овощи свои практически у всех здесь. Некоторые делают сыры и продают излишки. Но это сложно назвать бизнесом. Для поддержания штанов больше», — говорит Чибакова.
Староста в родовом поместье в Дуброво Роман Вертушкин признался, что на жизнь зарабатывает, оставаясь программистом в частной компании. Недавно мужчина также посадил на участке 50 кедров, чтобы в будущем заняться созданием масла из плодов. Отметим, что кедр считается у анастасийцев важнейшим деревом на Земле. Они верят, что растение является накопителем космической энергии.
По словам Антиповой, у ее семьи несколько источников дохода. Во-первых, это бизнес. У мужа — своя студия дизайна и разработки сайтов, сама женщина — кондитер, а также готовит ремесленную пастилу. Кроме того, в последние годы Юлия руководит конным клубом. Во-вторых, иногда Антипова зарабатывает на своем хобби — СММ-продвижении. В-третьих, супруги сделали небольшой огород и разбили сад.
В планах у владельцев родового поместья расширение земельного участка, строительство здания под производство пастилы, увеличение поголовья лошадей и в перспективе — разведение редких пород оленей.
Почему же владельцы нижегородских родовых поместий решили отказаться от городской жизни? Мотивация собеседников NewsNN оказалась похожей на ту, что обычно озвучивают дауншифтеры. Анастасийцы признались, что устали от тесноты, экологических проблем и ненатуральной еды в супермаркетах.
«35 лет жила в городе. В магазин идешь — еды нет. Не знаю, как назвать, что там продают. Воздух ужасный. Ну и квартирный вопрос — когда думала новое жилье купить, увидела цены и поняла, что это ад. И тут муж говорит: «А ты слышала про такую тему, как родовые поместья?», — добавила Чибакова.
Кроме того, большая часть владельцев родовых поместий соблюдает ряд ограничений, принятых у анастасийцев. Например, ходят в этнической русской одежде, не едят животных, не вакцинируются и не прибегают к врачебной помощи при родах.
«Здесь другие ценности, другое мировоззрение. Утром выходишь — и воздух чистый-чистый, тихо-тихо кругом. Если проедет две машины — думаешь, что сегодня движуха», — рассказывает Чибакова.
При этом объединения родовых поместий имеют различные отношения с региональными властями. «Калиновцы» вступили в конфликт с местным сельсоветом, управляющим поселком. Все потому, что взгляды на власть у местных анастасийцев особые.
«С июля 2021 года мы ввели местное самоуправление. Конституция РФ это позволяет. Но местная администрация не знает теперь, куда деваться. Они хотят, чтобы по-старому бюджетные деньги к ним стекались, а мы — приняли их игру и подчинялись. Но зачем они нам нужны? Сами справимся. Решаем вопрос, кто кого. Воспитываем друг друга», — сообщила Чибакова.
Женщина также рассказала, что в сообществе установился матриархат. Анастасийцы возрождают систему управления, основанную на русских традициях. Она предполагает наличие такого института, как вече, копное право, а также правителя, которым чаще всего становится мужчина. Но тут выбрали Чибакову, так как только она имела компетенции, время и желание заниматься этим. У женщины также есть помощники — круг копных мужей.
А вот «дубровцы» ладят с чиновниками и заинтересованы в их поддержке. Павловская районная администрация позитивно отнеслась к возрождению деревни. Вертушкин рассказал, что ему даже помогли избраться старостой. Но большой головной болью для местных жителей до сих пор является отсутствие качественной дороги к Дуброво.
«Выезжаешь из деревни Фроловское — и беда: два километра асфальта, а потом — грунтовка. Власти обещали защебенить дорогу. Но потом пересмотрели свое обещание. Предложили спроектировать полноценную трассу, чтобы все как полагается. Согласно смете, нужно 250 миллионов рублей — просто огромная сумма. В Павлове тоже помочь не могут — говорят, что мы далеко не в первой очереди по строительству трассы. А может, и вообще не стоим в ней, так как у нас менее 50 прописанных жителей», — говорит Вертушкин.
Из-за грунтовки каждая попытка «дубровцев» покинуть деревню становится испытанием. Любая машина, в том числе внедорожники, увязают в грязи. Особенно, в периоды дождей. В результате люди лишаются возможности развивать бизнес и водить детей в школу — даже если она находится в соседней деревне. Скорая помощь и МЧС зачастую тоже не могут доехать до родового поместья.
В письме минтранса Нижегородской области от ноября 2021 года говорится, что на реконструкцию дороги необходимо 200 млн рублей. «Учитывая необходимость отремонтировать дороги к населенным пунктам численностью 100 человек и реализацию других капиталоемких проектов, считаем целесообразным внести вопрос в перспективную программу работ после 2024 года», — сообщается там.