Posted 17 октября 2022,, 10:23

Published 17 октября 2022,, 10:23

Modified 3 ноября 2022,, 19:50

Updated 3 ноября 2022,, 19:50

Спрос на женщин повысился в нижегородских компаниях

Спрос на женщин повысился в нижегородских компаниях

17 октября 2022, 10:23
Фото: 1MI
Рынок труда в Нижегородской области изменился с началом частичной мобилизации. Например, компании стали брать чаще женщин. Какие еще тренды возникли в новых условиях – выяснил NewsNN.

21 сентября 2022 года в России началась частичная мобилизация. По данным миноброны, под нее попадут порядка 300 тысяч человек. При этом за мобилизованными должны сохраняться рабочие места. Некоторым могут продолжать платить зарплату. Например, подобные рекомендации выпущены правительством Нижегородской области.

Вместе с тем, часть специальностей попала под бронь — таких работников не могут мобилизовать. В частности, это сотрудники оборонных предприятий и ИТ-компаний. Отметим, что под мобилизацию не попадают конкретные должности — при переходе на другие посты бронь может пропасть. Также работник должен быть оформлен согласно Трудовому кодексу.

Бронь от частичной мобилизации и удаленная работа

С 21 сентября до 11 октября 2022 года на портале hh.ru были размещены 700 новых вакансий с бронью от частичной мобилизации. Из них 36 — в Нижегородской области. По словам директора портала по поиску работы hh.ru в Нижнем Новгороде Ольги Брылевой, отсрочка от армии фигурировала в текстах вакансий и ранее. Прежде всего, ее предлагали государственные компании. Но после 21 сентября появилась именно бронь от частичной мобилизации. В основном рассчитывать на нее могут инженеры и представители ИТ-сферы.

«Обратная связь от работодателей такова, что если раньше на такие вакансии из-за зарплаты или условий труда сложно найти было кандидатов, то сейчас большинство из них закрыта. Либо же идет постоянный поток кандидатов. Потому что это весьма привлекательное условие сейчас для мужчин призывного возраста», — рассказала Брылева в беседе с NewsNN.

Из-за частичной мобилизации работодатели также изменили свои предпочтения относительно пола сотрудников. По данным Брылевой, все чаще компании готовы нанимать женщин. Их рассматривают даже на те позиции, куда раньше приглашали исключительно мужчин. В частности, такие запросы сейчас чаще появляются у компаний в сфере безопасности и спорта. Также работодатели стали рассматривать возрастных кандидатов.

Кроме того, с начала пандемии коронавируса и по сей день актуальна удаленная работа. Таким форматом занятости пользуются, прежде всего, крупные компании. «На рынок труда с 2020 года влияет несколько факторов: демографическая яма, закрытые границы в пандемию, нехватка квалифицированных рабочих. Поэтому в январе 2022 года был всплеск вакансий с удаленной занятостью. К примеру, в России у нас было 11% таких вакансий, а в Нижегородской области 16%. Потом рынок ушел в зону кризиса, предложение сократилось. И в мае снова всплеск — почти 10% в нашем регионе с пометкой „удаленная работа“. В сентябре число таких запросов тоже велико», — пояснила Брылева.

Увольнения и дефицит кадров

На данный момент 49 нижегородских компаний уведомили службу занятости о намерении уволить работников в ближайшие два месяца — в связи с сокращением штата или ликвидацией организации. Об этом NewsNN сообщили в региональном управлении по труду и занятости населения. Там добавили, что подавляющее большинство увольнений связаны с реструктуризацией предприятий и не предполагают фактической ликвидации рабочих мест.

По данным управления, в октябре 2022 года наблюдается дефицит работников по таким специальностям, как водитель, швея, продавец, повар, слесарь, электромонтер, машинист котельной, оператор станков с программным управлением. Также не хватает медсестер, воспитателей, бухгалтером, фельдшеров «скорой», инженеров, врачей и преподавателей.

Заведующий кафедрой экономики ННГУ им. Лобачевского Александр Золотов утверждает, что дефицит подобных работников возник не столько из-за частичной мобилизации, сколько из-за низкого престижа перечисленных профессий. По мнению эксперта, у работников названных профессий нет перспектив профессионального развития и получения заработка выше среднего.

«Молодые люди шли туда [в указанные сферы] раньше, считая, что работать там легко. Но потом перестали. В результате на местах в основном работают уже пожилые люди, поэтому специалисты только выбывают и будут дальше выбывать», — сказал Золотов в беседе с NewsNN.