Прошли те времена, когда все школьники были уравнены в таких вопросах, как уход на каникулы, количество каникулярных дней и пр. Если раньше родители назубок знали, когда у ребенка стартует период сезонных каникул, и могли в связи с этим что-то планировать, то сейчас дело обстоит совсем иначе.
Сегодня дети учатся и отдыхают в соответствии с внутренним решением самих учебных заведений. Закон «Об образовании в РФ» многое изменил в процессе образовательной деятельности. Руководство школы совместно с родительским комитетом вправе выбирать систему обучения: по четвертям или по триместрам.
Первая система предполагает, как всем хорошо известно, четыре каникулярных периода, включая летний. При этом четверти не одинаковы по времени. Как правило, самая короткая четверть — вторая, а самая длинная — третья. Длительность каникул тоже неравномерна: к примеру, осенние — наиболее короткие, зимние подлиннее, летние самые длинные.
При системе триместров учебный год делится на три учебных периода, каждый из которых своеобразными мини-каникулами делится еще на два. Получается 6 практически равных по времени учебных периодов — их еще называют модулями, а систему обучения — модульной. Считается, что при такой системе дети меньше устают, отдых через небольшие равные промежутки времени позволяет им быстрее восстанавливать силы и эффективнее запоминать учебный материал.
В начале учебного года, в сентябре, Минпросвещения публикует календарь школьных каникул для каждой системы обучения. Вот как выглядит этот список в этом учебном году.
Даты каникул в школах с обучением по четвертям:
Даты каникул в школах с обучением по триместрам:
Впрочем, руководство каждого учебного заведения вправе корректировать даты по своему усмотрению. Это может зависеть от длинных выходных, которые, как правило, приходятся на весну и осень — на 8 Марта и майские праздники, а также День народного единства (с 4 по 6 ноября). Главное — соблюдать правило: отдых во время учебного года должен быть не менее 30 календарных дней (не считая летних каникул). Увеличение этого периода допустимо.
В Министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области рассказали:
«Каждая школа обладает правом самостоятельно принимать решение об организации образовательной деятельности. Поэтому модульная система обучения может быть также введена школой самостоятельно, с учетом мнения участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов). При этом должно быть обеспечено соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов».
Организация обучения по четвертям или триместрам также относится к компетенции конкретной школы. Статистика относительно школ, применяющих модульную систему обучения или осуществляющих обучение по триместрам, не ведется.
Отмечается, что в Нижнем Новгороде на систему триместров перешли немногие школы. В их число, к примеру, вошли школы № 24 и 43. Педагоги в обоих заведениях положительно высказываются о новом формате обучения.