Усадьба Приклонских-Рукавишниковых стоит на холме — на берегу Оки, откуда открывается потрясающий вид. Комплекс состоит из зданий, построенных в 18-19 веке — господского дома, церкви, конюшен, кузниц и других объектов. Все они выполнены из кирпича, и являются памятниками классицизма с элементами западноевропейской архитектуры.
Название усадьбы получила по фамилиям владельцев — помещиков Приклонских и купца Рукавишникова. Причем последний заметно расширил и украсил усадьбу, в том числе, придал постройкам прочности, сделав их кирпичными, а также установил передовые для того времени конструкции — водонапорную башню и паровой котел. Градозащитница Анна Давыдова называет усадьбу Приклонских-Рукавишниковых «жемчужиной Нижегородской области».
«Это незабываемое место — и по архитектуре, и по истории интересное. А вид какой! Ведь когда богатые выбирали территорию для своего владения, они делали всегда особенный выбор», — сказала NewsNN профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, професор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова.
После Октябрьской революции для усадьбы наступили темные времена. Главный дом был национализирован и поделен на квартиры для участников колхоза. Затем усадьба то находилась в управлении Нижегородского государственного университета, то использовалась как база отдыха предприятия «Эра», то была превращена в учебный совхоз и общежитие. В 1990-е историческое наследие и вовсе было разграблено. При этом в 1995 году усадьбу внесли в реестр объектов культурного наследия федерального значения как единый архитектурный ансамбль.
Как вспоминает Виноградова, в начале 2000-х здания находились «в ужасном состоянии». Во многом потому, что местные жители просто растаскивали ценные архитектурные и исторические элементы, пытались разобрать все на стройматериалы.
В 2002 году в усадьбе появилась семья Потравко из Одессы, захотевшая восстановить былое величие гнезда Приклонских-Рукавишниковых. Не без скандала они заселились в господский дом и начали собирать деньги с приезжающих — на восстановление объекта. При этом большая часть комплекса все еще оставалась на балансе государства. Лишь некоторые помещения Потравко выкупили. В результате за несколько лет семья починила крышу и восстановила одно крыло главного дома. Как говорила в одном из интервью Жанна Потравко, ее муж является состоятельным человеком.
В 2012 году Потравко заявила «Московскому комсомольцу», что у нее есть проект реставрации усадьбы Приклонских-Рукавишниковых. Его якобы разработали специалисты из НИИ им. Лихачева.
Но в управлении федеральной службы по охране культурного наследия по ПФО деятельности Потравко были не рады. «Мы знаем, что сейчас в усадьбе живут три человека, которые пытаются ее восстанавливать. Но закрепить ее за собой, даже если они и имеют такие намерения, у них все равно не получится. […] Никаких прав эти граждане на усадьбу не имеют и не могут иметь. Равным образом не имеют они права устанавливать плату и вообще вводить ограничения на посещение усадьбы», — говорил главный специалист управления Александр Шунин.
В 2014 году «Деловой квартал» писал, что Потравко удалось добиться включения усадьбы в Единый реестр памятников архитектуры. А на выделенные федеральными властьями 8 млн рублей был подготовлен проект реконструкции объекта. «Кто бы там ни был привлечен, какая мастерская и какие строители, ни одна копейка не уйдет мимо усадьбы! Мне не нужно собственности. Моя задача — сохранить. А уже другие делать дальше будут», — говорила тогда Жанна Потравко.
Однако в 2015 году усадьба Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье вновь привлекла внимание, так как тогда восстановлением собралась заняться Русская православная церковь (РПЦ). Нижегородская епархия сообщила, что готова построить там просветительский центр. В полуразрушенном состоянии часть зданий была передана в безвозмездное пользование РПЦ на 49 лет. Но в 2018 году епархия все же отказалась от объекта, так как не смогла найти инвестора для восстановительных работ.
Как сообщил NewsNN адвокат ТОС «Подвязье» Вадим Зотов, на данный момент все земли и объекты усадьбы Приклонских-Рукавишниковых не являются федеральной собственностью. «В 2021 году комплекс был передан в собственность Жанне Потравко. Она занимается его восстановлением», — отметил он.
Причем летом прошлого года также сообщалось, что почти готова визуализация проекта реконструкции усадьбы. Планировалось, что объект будет восстановлен в трех частях. В частности, в центральной Потравко хотела проводить литературные и музыкальные вечера.
Несмотря на полуразрушенное состояние, усадьба Приклонских-Рукавишниковых пользуется большой популярностью среди туристов. Весной 2022 года корреспондент NewsNN побывал в Подвязье. Тогда Потравко рассказала, что завела небольшое фермерское хозяйство и открыла ресторан в господском доме. При этом на тот момент вход на территорию усадьбы составлял уже 500 рублей. Экскурсия и «царский обед» в эту сумму не входили.
«Мы восстанавливаем это великолепие. Эта нижегородская жемчужина нуждается в реальной помощи. Нам помогает много людей, но здесь не осваиваются гранты и государственные деньги, на счету каждая копейка», — так недавно объяснила Потравко ценник на вход в усадьбу. Сколько денег было собрано с туристов за все время проживания Потравко в Подвязье, нигде не уточняется. Но, вероятно, это сотни тысяч рублей.
Несмотря на это, к сентябрю 2022 года полноценная реставрация усадьбы Приклонских-Рукавишниковых так и не началась. Потравко отказалась беседовать с журналистом NewsNN на тему восстановления усадьбы. Она лишь сказала, что ведутся проектные работы.
Как сообщили NewsNN в управлении госохраны ОКН Нижегородской области, усадьба Приклонских-Рукавишниковых находится в собственности физического лица. Управление выдало задание на разработку проектной документации по ремонту и консервации объекта.
По мнению усадьбоведа Вадима Разумова, ситуация пока типичная: восстановление русской усадьбы — дело сложное и дорогое. «В России сейчас находится семь тысяч усадеб в разной степени заброшенности. Естественно, это большая проблема», — отметил собеседник NewsNN.
По словам эксперта, на создание проекта восстановления и концепции усадеб в среднем уходит от трех до пяти лет — если говорить о крупнейших объектах в Москве и Петербурге под шефством госкорпораций.
«Примеры есть разные. Быстрые, например, когда усадьбу Степановское-Волосово за 10 лет восстанавливает крупный собственник. Есть примеры в духе усадьбы Гребнево, когда собственник сначала создает рядом инфраструктуру. Есть пример Надеждино, где главный дом вообще только лишь законсервировали. Все это разные формы, ведущие к одной цели», — считает Разумов.
Как пояснила нижегородская градозащитница Давыдова, на восстановление усадьбы Приклонских-Рукавишниковых необходимы сотни миллионов рублей. «Архитектурный ансамбль масштабный. У частных инвесторов нет таких крупных сумм, как у Приклонских-Рукавишниковых. Тем более, в советское время никаких средств в усадьбу не вкладывали», — добавила она.
По мнению собеседницы NewsNN, ныне покойный экс-глава Богородского района Константин Пурихов помог усадьбе Приклонских-Рукавишниковых. В частности, способствовал появлению там газа.
Но до сих пор большой проблемой является отсутствие нормальной дороги — подъезда к селу Подвязье. Как сообщили NewsNN в министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, администрацией Богородского района рассматривается три варианта прохождения дороги в рамках федеральной программы «Строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры к объектам культурного наследия». Окончательное решение на данный момент не принято.
Автор: Алена Глазкова
12 сентября 2022 года