Небольшой экскурс в историю: продленка появилась в 60-х годах XX века. Тогда в советских школах появились первые группы продленного дня (ГПД), которые стали знаковым явлением своего времени. В новой России продленки тоже прижились, правда, услугу стали осуществлять уже на коммерческой основе. Многие школы и вовсе отказались от продленок, отметив, что не располагают ресурсами для осуществления подобной деятельности. По данным мониторинга, сегодня группы продленного дня существуют лишь в 28% российских школ, то есть их количество не дотягивает даже до трети.
Однако ситуацию в корне может изменить новый закон, который глава государства Владимир Путин подписал в июле 2022 года. Документ подразумевает единый подход к организации групп продленного дня в школах.
До недавнего времени открытие групп продленного дня и решение о формате их деятельности было закреплено за самими учебными заведениями. Новый закон в этом случае ничего не меняет, не диктует обязаловки в этом вопросе. При отсутствии ресурсов и необходимости школы могут не открывать ГПД.
Если же руководство учебных заведений совместно с родительским комитетом решит организовать группы для присмотра за детьми, то действовать нужно согласно единому разработанному стандарту, прописанному в новом законе. А именно сделать акцент на воспитательно-педагогической работе в отношении учеников, которые остаются в группе продленного дня.
Главной целью продленок всегда был присмотр за детьми, как правило, младшеклассниками, которых родители в силу своей занятости не могут забрать из школы сразу после уроков.
За те несколько часов, что ребята проводят в учебном заведении, они обычно обедают, выходят на прогулку, делают домашнее задание и проводят прочий досуг. Новый регламент вводит больше образовательных и развивающих элементов в деятельность групп продленного дня. Это значит, нужно организовывать больше кружков, спортивных занятий, устраивать познавательные игры — так дети из начальных классов лучше усваивают материал.
Но главное, что необходимо определить на первом этапе, это сколько времени дети будут проводить на продленке. В Нижнем Новгороде этот вопрос решили быстро. По просьбе родителей установлен временной интервал, равный 6 часам. Об этом сообщил мэр столицы Поволжья — Юрий Шалабаев. Таким образом, время для продленки увеличилось — ранее оно составляло 3, 4 и 5 часов.
За то время, что ребенок проводит в ГПД, необходимо максимально занять его познавательным досугом. Объяснить дополнительный учебный материал, устроить часы внеклассного чтения, и главное — сделать хотя бы часть заданных на дом уроков. Ведь не секрет, что ученикам в школах сегодня задают довольно много. Об этом в один голос говорят практически все родители, утверждая, что «в их советском детстве такого не было».
В целом, дети в ГПД должны сделать уроки, пообедать, отдохнуть, погулять. Отдельное время отводится под спортивную разминку или активные игры. В идеале необходимо устраивать для ребят кружки по интересам: лепка, рукоделие, рисование, роботостроение, аппликация и многое другое. По сути, продленка должна помочь родителям во всестороннем развитии детей. Если мамам и папам некогда водить ребенка на секции и кружки, он должен получить возможность заниматься в ГПД.
Другой важный вопрос — это установление стоимости услуги за продленку. Нижегородские власти уже объявили, что во всех школах города с 1 сентября 2022 года будут действовать единые тарифы:
Питание в ГПД родители учеников будут оплачивать отдельно, отметили в городской администрации. Будет ли осуществляться дополнительное финансирование школ для развития ГПД в школах Нижнего Новгорода из регионального бюджета, не уточняется.
В ряде российских регионов при оплате услуг продленного дня нет исключений. Но в Нижнем Новгороде определили несколько социальных категорий, представители которых не будут платить за пребывание в ГПД.
Речь идет о детях с инвалидностью, детях-сиротах, детях из малообеспеченных и многодетных семей, детях, чьи родители погибли, выполняя служебный долг, дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС, дети из семей, пострадавших от пожара и другие.