В минувшее воскресенье нижегородцы избрали 532 муниципальных депутатов. Согласно подсчетам избирательной комиссии Нижегородской области, явка на выборы и довыборы составила 33,5%. Самый высокий показатель зафиксирован в Шарангском муниципальном округе. Там на выборы депутатов пришли 70,3% от общего числа избирателей.
Также высокий показатель явки зарегистрирован в Тонкинском округе (67,5%), Краснооктябрьском округе (63,8%) и Сосновском округе (58,5%). На довыборах лидером по числу граждан, пришедших на избирательные участки, стал Чкаловск (54,9%).
Однако в крупных городах Нижегородской области желающих проголосовать оказалось мало. К примеру, в Нижнем Новгороде, где прошли довыборы по округу № 31 в городскую думу, явка была рекордно низкой — она составила 7,2%. Аутсайдером также стал Дзержинск (10,3%).
При этом в соцсетях некоторые нижегородцы заявили, что вообще не знали о проходящих в регионе выборах. «Какие выборы? Где? Никто ничего не говорил и не обещал», «А почему про выборы никто не говорил? Что за тишина?», «Чего, кого, почему — одни вопросы. Словно втайне все», — такие комментарии оставляют пользователи соцсетей.
«Это даже много, я прогнозировал 20%», — прокомментировал NewsNN явку политический обозреватель Андрей Вовк. Он отметил, что выборы были местными, и в крупных городах борьба шла за единичные мандаты. Также Вовк признал, что конкуренция в муниципалитетах практически отсутствовала.
«Даже в Арзамасе, где стало меньше мандатов, и казалось, что бороться за них кандидаты начнут жестче, ничего не было. Скорее всего, партии договорились заранее, чтобы на фоне спецоперации не создавать лишних политических конфликтов», — считает собеседник NewsNN.
По наблюдениям политического обозревателя Валентины Бузмаковой, нынешние выборы оказались «не интересны ни начальству, ни жителям». «Старались отдельные кандидаты, вот и все. Народ все равно не пришел. Разве что полторы бабушки, с которыми они общались до выборов, быть может», — сказала эксперт в разговоре с NewsNN.
По мнению Бузмаковой, основная причина низкой явки — отсутствие интриги. Так как наиболее оппозиционные кандидаты в округах, вроде бизнесмена Евгения Лазарева в Нижнем Новгороде, не были допущены до голосования.
Заведующий кафедрой философии и политологии Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Андрей Дахин убежден, что всему виной незаинтересованность парламентских партий в расширении своего влияния. «Партии рассчитывают в большей мере на то, чтобы победить минимальными возможностями. По сути, они работают как отделы кадров, а не как субъекты публичной политики. Ведь во втором случае нужно уметь не только вакансию заполнить, а консолидировать избирателей вокруг своих идей. Не только мандат получить, но и расширить пул электоральной поддержки. Вот эта вторая задача партиями упускается. То ли из-за сиюминутной выгоды, то ли еще почему», — отметил эксперт в беседе с NewsNN.
Старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник заверил корреспондента NewsNN, что низкая явка — это традиция на муниципальных выборах в Нижегородской области. «Если мы посмотрим, например, результаты голосования за депутатов в гордуму Нижнего Новгорода в целом, то поразимся тому какая явка низкая и с каким скромным результатом побеждали люди. И это не единственный пример. В регионе в последние годы возникла парадоксальная ситуация — на местном уровне в законодательных структурах заседают депутаты, представляющие подавляющее меньшинство избирателей», — говорит он.
Но эксперт предлагает во всем искать плюсы — в частности, такой расклад выгоден независимым кандидатам и представителей малых партий. «Чем ниже явка, тем большее влияние на результат оказывает работа самого кандидата. Потому что низкая явка обычно свидетельствует о том, что на участках не было административного ресурса. И это создает „окно возможностей“ для незапланированных побед. К примеру, на одном из округов кандидат победил потому, что за него проголосовали 350 избирателей. Привести такое количество человек на выборы не трудно, если ты действительно работал», — пояснил Прудник.
В частности, одной из партий, выигравших от низкой явки, по словам собеседника NewsNN, стали «Новые люди». Ее видели партией только крупных городов, но на этих выборах кандидаты от политической организации получили мандаты в районах и сельских поселениях.