Непрозрачные отношения
В Нижнем Новгороде одинаковым спросом пользуются все виды услуг такси — от эконома до премиум-поездок. Об этом NewsNN рассказал стратегический менеджер местного филиала «Везет» Сергей Иванов. По его словам, с каждым годом число таксопарков в Нижнем Новгороде растет. Но почти все водители работают через агрегаторы.
Как утверждают федеральные эксперты, 70% рынка занимает «Яндекс.Такси», «СитиМобил» — чуть больше 8%. Оставшиеся доли примерно в равных пропорциях — у «Максим», «Везет» и InDriver.
Сотрудничество это, по мнению представителей таксопарков, дело выгодное, хотя есть и свои нюансы. «Хотелось бы, чтоб условия взаимодействия с агрегаторами стали более прозрачными, чтобы они шли на контакт и прислушивались к мнению таксопарков при работе в регионах», — отметил Иванов.
С ним согласен директор таксопарка «Нижегородский извозчик» Руслан Асланов. «В последнее время агрегаторы стали брать большую комиссию. Раньше платишь 600 рублей и зарабатываешь 10 тысяч рублей, скажем. Было очень удобно. А теперь затраты больше», — пояснил Асланов в беседе с NewsNN.
Другая проблема — нелегальные перевозки. Асланов убежден, что частным лицам необходимо запретить оказывать услугу по транспортировке граждан в интересах легальных компаний и безопасности пассажиров, которые могут пострадать, если за рулем находится злоумышленник или новичок.
Также перевозчики обратили внимание на рост цен на бензин и автозапчасти, которые заметно увеличат издержки в 2022 году. В частности, Иванов утверждает, что цены на запчасти выросли на 30-40%, а на некоторые позиции — до 100%.
«Восстановление запасной части какой-то серьезной — это минимум на 30% дешевле, чем создание нового аналога. Надо узаконить этот рынок, надо его легализовать. Соответственно, чтобы все это было безопасно, заставить маркировать запчасти, которые восстановлены и так далее», — говорит президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.
Не все гладко и с наймом водителей. По правилам таксопарков, водитель должен иметь стаж вождения от трех лет, наличие разрешения на перевозку пассажиров, быть ответственен и исполнителен. Но на практике в таксопарках недовольны качеством работы сотрудников. «Легко найти человека с бумагами, но многие попросту не хотят работать. Пока не знаю, что с этим делать», — признается Асланов.
Асланов и Иванов полагают, что в России нужно обновить закон, регламентирующий работу такси. «Потому что закон, это порядок», — отметил Иванов.
Высокие технологии и расходы
Свои проблемы и у агрегаторов. К примеру, компания «Ситимобил» — второе по популярности приложение для вызова такси в России — вынуждена круглосуточно следить за работой приложения и регулярно обновлять его в интересах клиентов. По данным исполнительного директора Даниила Курашева, в штате для этого работают 250 сотрудников.
Кроме того, в компании признались, что тратят до сих пор много времени и сил на переработку картографии в приложении. «У нас нет своего навигатора, поэтому зачастую бывают такие конфликты, когда клиент вызывает такси через приложение, а водитель едет к нему через совсем другой сервис, через другой навигатор», — пояснил Курашев.
Но самая крупная статья расходов у агрегаторов — это аренда и обслуживание оборудования. Компания тратит огромные средства на сервера и их бесперебойное питание. Скорее всего, из-за скачков курса валют расходы эти серьезно увеличатся в 2022 году.
Неблагодарный труд
Несмотря на то, что по данным «Город работ.ру», в Нижегородской области таксисты в среднем получают порядка 80 тысяч рублей, сами они говорят об обратном. В частности, водители жалуются на огромные комиссии агрегаторов, низкие тарифы и долгий рабочий день.
«Работал в „Яндекс.Такси“. До 30% берет компания, остальное — тебе. И трудишься от 10 до 12 часов. Слишком большой процент уходит компании. Я недоволен [условиями труда]», — рассказал NewsNN таксист Дмитрий М.
Собеседник добавил, что лицензии есть не у всех водителей. Но в случае любого инцидента вина и возмещение ущерба ложится на плечи таксистов. Приложение также блокирует всех, кого заподозрит в недобросовестности, прежде чем установит истиную причину случившегося, утверждает таксист.
«Рынок захвачен агрегаторами. Причем „Яндекс.Такси“ — монополист. И пользуется этим, делая труд таксиста рабским. Я много раз сталкивался с тем, что компании плевать на безопасность. Они хотят заработать, а о сотрудниках и пассажирах не беспокоятся», — отмечает председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
В погоне за прибылью
Все эти проблемы приводят к тому, что многие водители не готовы оказывать качественный сервис по доступной цене. Статистика говорит о том, что таксисты могут ездить на неисправном транспорте, без документов или не иметь достаточного опыта вождения. К примеру, с 1 по 8 марта 2022 года сотрудники ГИБДД проверили 1089 машин такси. В ходе рейда было выявлено 295 нарушений. Один из водителей находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, другие — нарушали правила перевозки граждан. 62 легковых автомобиля оказались технически неисправны.
Кроме того, случаются аварии. Так, весной такси врезалось в легковушку в Нижнем Новгороде. В результате аварии погиб водитель, а трое его пассажиров получили ранения. Кроме того, в июне на трассе «Нижний Новгород — Саратов» такси не уступило дорогу ГАЗели. В результате водитель погиб, а еще три человека пострадали.
«Служба заказа должна нести ответственность, если такие случаи бывают, с теми, кто не имеет лицензии, кто этим видом бизнеса вообще не должен заниматься. Вне зависимости откуда водитель, (а у нас сегодня свободное движение рабочей силы в Евразийском экономическом союзе) все должны иметь российские права», — убежден Катырин.