Posted 3 августа 2022,, 06:17

Published 3 августа 2022,, 06:17

Modified 20 марта 2023,, 18:00

Updated 20 марта 2023,, 18:00

Отрублю руки, изнасилую, убью: истории нижегородок-жертв домашнего насилия

Отрублю руки, изнасилую, убью: истории нижегородок-жертв домашнего насилия

3 августа 2022, 06:17
Фото: 1MI
Выйти из статуса жертвы достаточно сложно. Женщины годами подвергаются домашнему насилию и молчат об этом. NewsNN публикует истории трех нижегородок, которые на протяжении долгого времени терпели издевательства мужчин, но в итоге смогли вернуться к счастливой жизни.

По словам психолога Нижегородского женского кризисного центра Марины Бурмистровой, каждая женщина может попасть в абьюзивные отношения. «Насилие циклично и состоит их трех этапов. Начинается все с нарастания напряжения у обидчика, потом переходит в слив напряжения на партнера. Завершающий этап — „медовый месяц“, когда автору насилия стало спокойнее, он просит прощения», — отметила психолог.

Как долго будут длиться абьюзивные отношения, зависит, в том числе и от самой женщины. Стоит обращать внимание на свое самочувствие — нет ли нежелания жить, потерянности, постоянной депрессии. Потому что может быть не только физическое, но и психологическое насилие со стороны мужчины. Если есть подозрения, что что-то не так, нужно записать ссору на диктофон, а потом идентифицировать чувства и ощущения.

Битва не на жизнь, а на смерть

Ольга (имя изменено по просьбе героини) вышла замуж в 2008 году, один за другим появились два сына. Увлечения ее супруга Андрея (производство ножей и татуировки) приносили дополнительный доход в семью. А хобби Ольги (чтение и игра на фортепиано) воспринимались как бестолковое и никчемное времяпровождение.

«Я не смела попросить для себя какую-то новую вещь. Об отдыхе не могло идти и речи. Однажды он пошел в магазин, я попросила купить мне шоколад, на что он заявил: „А ты заслужила?“. Я растерялась, спросила, что нужно сделать, чтобы заслужить, он ответил: „Вот сиди и думай“», — рассказала собеседница NewsNN.

С тех же пор встречи с подругами и родственниками стали рассматриваться как праздный образ жизни. Замечания со стороны о том, что Ольга выглядит замученной и изможденной, воспринимались как угроза. «Однажды я заболела. Вместо того чтобы купить мне лекарства, муж сказал: „Чтоб ты сдохла!“», — пожаловалась женщина.

После покупки квартиры супруг Ольги потерял работу. Эта ситуация еще больше ожесточила его. «Видимо, чуя конец наших отношений, он начал мне угрожать, что если я возьму у него детей, он отрубит мне руки. Начал меня выставлять за дверь на лестничную площадку за любое неосторожное слово или взгляд», — призналась девушка.

Первая попытка уйти от мужа оказалась неудачной. Покой продлился полтора месяца. В один из дней в квартиру ворвался Андрей с ножом в руках. Он выгнал детей на улицу, в сам начал резать ножом все подряд: мебель, обои, насквозь проткнул ноутбук.

Из-за страха за малышей Ольга вернулась к мужу. Однажды он сказал, что заберет детей из садика сам. Вместо этого дал денег воспитателю, чтобы она взяла их к себе на вечер. Пока детей не было дома, муж связал Ольгу, избил шлангом и под корень отрезал волосы девушке. «После избиений муж никогда не извинялся, а говорил, что я сама виновата, что довела его. Приходилось извиняться», — рассказала собеседница NewsNN.

Когда муж узнал о том, что девушка снова ушла от него с детьми, озверел. «Подавая на развод, я, конечно, осознавала, что начинается война не на жизнь, а на смерть, но выбора не было. Если бы не сделала этого, муж просто убивал бы нас медленно», — уверена Ольга.

Нижегородке удалось через суд ограничить общение отца-тирана с детьми, а также подать заявление в психбольницу об освидетельствовании мужчины. В итоге у него выявили параноидальный синдром. На сторону Ольги встали все инстанции. После того, как у мужчины нашли записную книжку, в которой он грозился убить жену и детей, вмешалась и полиция. Женский кризисный центр дал Ольге убежище, а детей временно поместили в социально-реабилитационный центр.

На данный момент бывший муж проживает в общей трехкомнатной квартире, купленной, в том числе, на средства материнского капитала. Делить квартиру он категорически отказывается. На следующий день после того, как Ольга сообщила ему, о намерении продать ¾ квартиры, обнаружила проколотыми колеса на машине.

Женщина не отчаялась — взяла в ипотеку двухкомнатную квартиру. «Сейчас я не могу нарадоваться нашей свободе. Мы можем делать все, что захотим: гулять, воплощать свои задумки в жизнь, радоваться, любить. Во мне проснулся интерес к жизни, появились новые увлечения», — заключила собеседница NewsNN.

Кошмары во сне и наяву

Алиса (имя изменено по просьбе героини) подвергалась насилию со стороны двоюродного брата Максима в юном возрасте. Каждый раз, приезжая к бабушке в деревню, он совращал не только Алису, но и другую сестру. В определенный момент девушка сказала: «Стоп. Хватит». Тогда молодой человек начал ее шантажировать. Позже Алисе удалось избавиться от домогательств брата — но лишь на два года.

Когда девушке было 16 лет, двоюродная сестра пригласила ее в гости, заверив, что брата нет дома. «Тогда я поссорилась со своим парнем, решили выпить с сестрой. Затем я плакала на лавочке у дома. В какой-то момент с работы пришел брат, стал успокаивать меня. Убедил, что у него есть какая-то штука, с которой можно быстро протрезветь», — поделилась Алиса.

В итоге девушка оказалась с братом в гараже. «Он дал выпить какую-то непонятную жидкость, я ощутила какое-то космическое состояние. Отключило все тело, но не голову. Я все помню. Утверждать, что дальнейшие действия были неприятны для меня — это еще мягко сказано. Эти сцены не раз приснились мне в кошмарах», — рассказала она.

Новая неприятная встреча с братом случилась еще через два года. В тот день в доме были Алиса, двоюродная сестра с мужем и ребенком. Максим занял комнату, в которой до этого ночевала девушка. Перед сном ей потребовалась взять вещи, которые оставались там. Юноша начал непринужденную беседу, как будто ничего никогда и не было. В какой-то момент он сел рядом и начал трогать Алису везде.

Девушка устроила истерику, после которой брат спешно уехал. На следующее утро нижегородка предупредила сестру, что она обо всем расскажет. Та обещала подтвердить, что были домогательства со стороны Максима. Однако при других родственниках отказалась от своих слов. В итоге мать Максима обвинила Алису во лжи. Молодой человек стал угрожать судом.

Все это довело Алису до депрессии. Добавился и тот факт, что юристы ничем не смогли помочь девушке. В итоге нижегородка перестала ходить и спать. Позже решила найти психолога и обратилась в женский кризисный центр. Там ей помогли вернуться к жизни. В группу поддержки девушка ходит до сих пор.

«Раньше я брата ненавидела. Сейчас же злобы не осталось. Есть обида, что маленькую девочку не защитили», — заключила Алиса.

Не так поняла, потому что тупая

Екатерина (имя изменено по просьбе героини) с детства жила в чувстве вины, которое сложилось в результате непростых отношений с матерью. Женщина либо избегала общения с дочерью, либо оскорбляла и кричала на нее. Из родительского гнезда девушка переехала к первому мужу. Брак закончился разводом, но в целом это были здоровые отношения.

Второй муж Екатерины оказался абьюзером — проблемы во взаимоотношениях с ним начались после рождения ребенка.

«Обесценивание, манипуляции, газлайтинг, обвинения, оскорбления. Звучали фразы: „Ты не так поняла, потому что ты тупая“. Меня использовали — физически, сексуально, эмоционально. Муж требовал экономить туалетную бумагу, проверял расходование воды по счетчику. Однажды не понравилось, как я окно помыла — якобы не тем средством», — поделилась девушка.

Брак длился четыре года. Первое время после прекращения отношений бывший муж давал нижегородке деньги на ребенка, но взамен просил чеки и требовал обосновать покупки — даже трех пачек печенья. Позднее и вовсе повесил все финансовые обязательства по воспитанию ребенка на Екатерину. Причем бывший муж девушки получал немало — более 200 тысяч рублей в месяц.

Как отметила собеседница NewsNN, после ухода от супруга она испытала эйфорию. Но отпускать ее бывший муж так просто не хотел. Не давала спокойной жизни и свекровь. По словам Екатерины, она не только оскорбляла и угрожала забрать ребенка, чтобы самой воспитывать, но еще и преследовала его в садике, поджидала поздним вечером у подъезда, врывалась в квартиру, дебоширила, распространяла порочащие сведения, писала ложные доносы в опеку и комиссию по делам несовершеннолетних. Девушке пришлось обратиться в суд, чтобы определить порядок общения родственников с ребенком.

«Все это вынудило обратиться с ребенком к психотерапевту, а свекровь пытается срывать лечение, обосновывая это тем, что все, кто ребенку нужен — это бабушка и отец, а всех остальных надо в тюрьму посадить», — негодует Екатерина.

Нижегородка уверена, что ради детей подобные деструктивные отношения надо заканчивать, чтобы показать пример здорового общения, любви и заботы о себе.

Как призналась Екатерина, судебные тяжбы усугубляли ситуацию, было сложно эмоционально восстановиться. Ей помогли в Нижегородском кризисном центре, в том числе в юридических вопросах. На данный момент закончилась первая волна судебных разбирательств.

Но свекровь подала иск на Екатерину на полмиллиона рублей из-за морального вреда, который якобы причиняет ей нижегородка, не давая общаться с внучкой. Тогда как за угрозы Екатерине и ее матери свекрови присудили выплатить лишь 40 тысяч рублей компенсации, но взыскивать их придется через судебных приставов, как и алименты.

В ситуации, когда женщина становится объектом насилия, можно обратиться за помощью:

  • По круглосуточному телефону доверия: 8 800 7000 600;
  • На сайте организации «Насилию.нет» (включена минюстом в перечень НКО, выполняющих функцию иностранного агента);
  • В Нижегородский женский кризисный центр.

"