В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ-министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин.
«Сегодня мы спускаем на воду головное судно — краболов-процессор „Вайгач“, который войдет в состав российского рыбопромыслового флота. Отмечу, что запрос со стороны наших рыбопромысловиков на обновление техники растёт, поэтому темпы строительства нужно строго выдерживать», — отметил в своем обращении к участникам церемонии Денис Мантуров.
Он отметил, что сейчас портфель заказов, которые размещены на российских верфях, превышает 100 судов разных типов (до 2027 года), и более 70 из них уже размещены на стапелях или находятся в причальной достройке.
«Тем самым мы продолжаем самую масштабную со времён СССР программу перевооружения рыбопромысловой отрасли. Начали её три года назад, когда запустили механизм „квоты под киль“* и построили девять крупнотоннажных судов, которые наша страна не делала более 30 лет», — подчеркнул Денис Мантуров.
Новый краболов-процессор — головное судно проекта КСП01 — построено заводом «Красное Сормово» для «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Это первое в серии из пяти судов, которые нижегородский завод поставит этому заказчику.
«Сегодня завод „Красное Сормово“, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, вновь доказал свой статус предприятия, способного производить суда нового поколения, удовлетворяющие требованиям заказчика и соответствующие современным мировым стандартам. И, что особенно важно, спуск произошел раньше установленных сроков. Во многом это стало возможным благодаря участию предприятия в национальном проекте „Производительность труда“, а также в рамках программы „Квоты под киль“ и всей программы поддержки отечественного судостроения, которую реализует Правительство РФ. И, конечно, благодаря судостроительным традициям, честному партнерству, квалификации коллектива. Быть первопроходцами для предприятия — это хорошая традиция. Здесь был построен первый в мире дизель-электроход и первые в мире суда на подводных крыльях. А три года назад спущен на воду „Мустай Карим“ — пассажирский лайнер, впервые построенный в нашей стране за последние 60 лет», — сказал Глеб Никитин.
Старт производства в Нижегородской области краболовов-процессоров соответствует задачам по импортозамещению, поставленным перед промышленностью страны. Ранее такие суда закупались у зарубежных поставщиков.
«Строительство нового российского промыслового флота — это важнейшая задача, поставленная перед судостроительной отраслью президентом России Владимиром Путиным. Предприятия и верфи ОСК активно строят новый рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот страны. Полное его обновление — это еще один шаг вперед в развитии нашей экономики и вклад в продовольственную безопасность России. Краболовы этого проекта — уникальные по своим техническим характеристикам суда, которые ждут наши промысловики», — отметил председатель совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко.
Генеральный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаил Першин подчеркнул, что краболов-процессор — один из самых ответственных и сложных проектов завода.
«Параметры краболова — и габариты, и необходимость монтажа большого количества спецоборудования — диктуют необходимость особых подходов к строительству. Особенность краболова „Вайгач“ — в том, что он фактически станет плавучей фабрикой по переработке краба. На борту улов будет очищаться от панцирей, вариться, расфасовываться и замораживаться. На берег доставят уже готовую продукцию. Конструкция краболова рассчитана на работу в сильные осенние шторма, которые часто случаются в разгар сезона добычи краба. Это одно из самых высоких судов, которые когда-либо строились на „Красном Сормове“: высота с учетом мачты — почти 29 метров», — рассказал Михаил Першин.
Крестной матерью судна «Вайгач» стала заместитель директора по экономике «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» Мария Шалыгина.
Как отметил председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, краболов — это совершенно новый тип судов для российских судостроительных производств.
«Тем самым нижегородские корабелы убедительно доказывают, что импортозамещение для нас не лозунг, а реально выполнимые задачи. Уверен, что линейку таких судов мы будем расширять и дальше. Наш регион не должен зависеть от каких-либо поставок из-за рубежа. У нас есть все условия, чтобы наращивать производственные мощности на своей территории и создавать все самим. Законодательное собрание будет поддерживать такие перспективные и нужные региону проекты», — сказал он.