Posted 1 июля 2022,, 08:11

Published 1 июля 2022,, 08:11

Modified 3 ноября 2022,, 19:57

Updated 3 ноября 2022,, 19:57

Алексей Рыжов: «Интерес к страховым продуктам для имущества и спрос на них растут»

1 июля 2022, 08:11
Директор Приволжского регионального центра СПАО «Ингосстрах» — о культуре страхования имущества в Нижнем Новгороде, новых опциях для потребителей и актуальности страхования сегодня

— Скажите, как в целом обстоят дела на рынке страхования в Нижнем Новгороде? Какие тенденции сейчас наблюдаете?

Нижегородская область всегда была и остается одним из самых развитых регионов России с точки зрения страхования имущества физических лиц (ИФЛ). Здесь сложились хорошие традиции и культура страхования благодаря агентскому составу высокого уровня и сильному портфелю договоров. Подтверждает это и статистика. В 2021 году, по данным «Ингосстраха», Нижегородская область вошла в топ-5 регионов России, где чаще всего приобретают программы страхования имущества физических лиц. Ее доля составила 8,2%, уступив только Москве, Санкт-Петербургу и Пермскому краю.

Одной из ключевых тенденций последних нескольких лет стало активное развитие ипотечного страхования. Это дало дополнительный импульс развитию страхования ИФЛ в квартирном сегменте.

Последняя тенденция — возросший интерес со стороны потребителей к вопросу страхования их имущества — связана с текущей повесткой. Экономическая ситуация приводит людей к идее необходимости сохранения того, что они заработали, нажили.

— В кризисные времена люди стараются более бережно относиться к своему имуществу. Как страхование может помочь гражданам сохранить финансовую стабильность?

В любые времена потеря имущества может поставить человека в очень затруднительное положение, а экономически непростая ситуация еще сильнее осложняет задачу. Именно поэтому страхование имущества как механизм финансовой защиты сегодня так актуально. Страхование остается надежным способом защиты от материальных потерь, которые могут непредвиденно произойти с каждым без исключения.

Развитие ипотечного страхования оказало влияние как на развитие рынка ИФЛ в целом, так и на перечень рисков, которые покрывает «Ингосстрах». Среди наиболее частых рисков, наносящих ущерб имуществу граждан, — пожары, аварии водопроводных, канализационных, отопительных систем, противоправные действия третьих лиц. Многие клиенты получали и продолжают получать выплаты по этому перечню рисков, что позволяет им полностью восстановить застрахованное имущество.

— Какова динамика страховых сборов по ИФЛ в регионе?

Мы активно развивали это направление бизнеса и за последние 4 года был сделан по-настоящему впечатляющий скачок. Начиная с 2018, Нижегородская область показывает крайне позитивную динамику по развитию портфеля страхования имущества физических лиц. Если в 2017 сборы были порядка 40 млн рублей в год, то на 2021 год, по данным Центробанка, мы достигли планки почти в 200 млн рублей. За это время «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде с долей рынка в 2% вырос до 14,5%.

В 2021 году «Ингосстрах» вырос почти на треть в портфеле страхования ИФЛ (28%) по отношению к 2020 году, увеличив свою долю, в то время как рынок остался примерно на прежнем уровне. В целом рынок страхования имущества физических лиц по Нижегородской области ведет себя стабильно. Размер сборов за 2021 год в регионе составляет 1,5 млрд рублей, на таком уровне рынок стабилизировался.

— Что чаще всего страхуют нижегородцы в рамках программы страхования имущества физических лиц? Какие наиболее частые причины обращений клиентов за выплатами по ИФЛ?

Помимо тренда на ипотечное страхование, актуальными остаются полисы на страховку квартиры и домовладения.

В числе наиболее крупных страховых случаев в Нижегородской области за последний год были крупные выплаты по единичным пожарам дорогостоящего застрахованного имущества. Мы возместили ущерб в размере более 10 млн рублей за дом, сгоревший в Городецком районе, а также были две крупные выплаты в Богородском районе — более 10 млн каждая.

Помимо тех причин обращений, о которых мы упомянули выше, для нашего региона характерна так называемая сезонность. В первую очередь это связано со стихийными природными явлениями. Ежегодно в летнее время случаются ураганы с шквальным ветром и градом. Такие события сопровождаются массовыми убытками, число выплат по которым может превышать 100 за один раз. Как правило, это массовые, некрупные выплаты, которые покрывают риски, связанные с повреждением сайдинга или окон от града, разрушением крыши и прочее.

Ранней весной, когда сходит снег, случаются паводки; ближе к лету сухая трава становится причиной пожаров; а в морозные дни зимой, когда напряжение на электрическую сеть велико, часто происходят короткие замыкания, которые также приводят к пожарам. По всем этим рискам «Ингосстрах» компенсирует ущерб застрахованного имущества. Так, в прошлом году все заявленные убытки, понесенные вследствие больших пожаров в Горском и Сергачском районе, были оперативно урегулированы компанией, а клиенты благодаря механизму страховой защиты получили возможность полностью восстановить поврежденное имущество.

— С учетом изменившейся экономической ситуации, изменился ли спрос на страхование имущества у нижегородцев?

В случаях, когда экономическая ситуация отражается на финансовом состоянии людей, они пересматривают свои расходы и переходят к стратегии долгосрочного финансового планирования. Именно такие тенденции мы наблюдаем и сегодня. Интерес к страховым продуктам для имущества и спрос на них растут.

По обратной связи от агентов и партнеров «Ингосстраха» мы видим, что актуальность страхования как механизма финансовой защиты возросла. Рост цен на различные товары потребительского рынка, в том числе на стройматериалы, напомнили о необходимости и пользе страхования имущества, в частности страхования домов и квартир.

Сегодня компенсировать потери при неблагоприятных событиях без страховой компании становится все труднее. У людей появляется осознанность, что за небольшую сумму (от 3 до 10 тысяч) они могут защитить себя от потерь, которые будут измеряться сотнями тысяч рублей.

— Появились ли новые продукты, программы ИФЛ? Какие выгодные условия предлагает компания клиентам?

«Ингосстрах» предлагает выгодные условия при оформлении страховых программ с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Для каждой конкретной ситуации подбираются наиболее подходящие решения. Удобство продуктовой линейки компании в том, что каждый может на свое усмотрение выбрать тот пакет рисков и опций, который позволит получить защиту в необходимом объеме.

Есть два типа продуктов страхования имущества: так называемые «коробочные» стандартизированные полисы и индивидуальные страховые программы. К первым относятся программы, предусматривающие базовую защиту от самых актуальных рисков. Их главные преимущества — универсальность и скорость сделки.

Индивидуальные страховые программы — это полноценный страховой продукт, когда страховой агент осуществляет полную оценку объекта (инженерное оборудование, внутренняя отделка и прочее) и составляет перечень застрахованного имущества по описи, которая фиксируется и прилагается к договору страхования. Такая страховая программа подготавливается для каждого конкретного объекта с индивидуальными особенностями.

Выбор всегда остается за потребителем. Для этого «Ингосстрах» сделал гибкими пакеты рисков, которые клиент хотел бы застраховать. За небольшую доплату к стандартным рискам — пожар, удар молнией, стихийное бедствие, авария в водопроводных и канализационных системах — в пакет можно включить риск короткого замыкания или скачка напряжения, а также опцию страхования ответственности перед третьими лицами. Согласно Гражданскому кодексу, если авария происходит по вине граждан, они обязаны возместить ущерб третьим лицам. И в этом случае страховка с опцией страхования ответственности перед третьими лицами, с выделенной на это суммой (например, 500 тыс. или 1 млн рублей) покрывает ущерб как в вашей, так и в соседской квартире.

«Ингосстрах» постоянно разрабатывает и запускает новые продукты, ориентируясь на интересы своих клиентов. Одним из последних нововведений стало страхование личных вещей в автомобиле как дополнительная опция при автостраховании. Оно покрывает ущерб в случае кражи имущества, оставленного в автомобиле.

— В текущих экономических условиях, что бы вы посоветовали людям, которые сомневаются в необходимости страхования или не могут определиться с подходящей программой?

Как показывает опыт, лучше всего работает сарафанное радио, когда люди рассказывают друг другу о том, как работает страховой полис на своем примере. Не теряет популярности и традиционный метод, когда клиент вызывает уполномоченного страхового агента компании, который может рассказать все детали и просчитать конкретные опции страхования по покрываемым рискам после оценки имущества.

Тем не менее, за консультацией необязательно ходить в один офисов «Ингосстрах». Сегодня с условиями продуктов можно ознакомиться на официальном сайте компании, в мобильном приложении или с помощью чат-бота в Телеграм.

На мой взгляд, лучшее решение — это обратиться в страховую компанию и задать вопросы, чтобы разъяснить все моменты, которые важны именно для вас. Страхование — достаточно специфичная сфера с непонятными на первый взгляд терминами «франшиза», «страховое покрытие», «страховой случай». Не бойтесь задавать вопросы: при выборе программы страхования важен каждый нюанс, и представитель компании всегда готов поделиться своей экспертизой и защитить вас как клиента «Ингосстраха» от рисков.

"