Первый этап перераспределения квот был запущен в 2017 году, пишет kp.ru. Тогда нескольким компаниям выделили 20% общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди. Условием было строительство новых кораблей и рыбоперерабатывающих предприятий.
В 2019 году 50% квот на добычу крабов были распределены через аукцион. Условие было тем же — инвестиции в строительство судов-краболовов. Программа стоила рыбакам примерно 403 млрд рублей «инвестиций».
Сообщается, что Минсельхоз в следующем году намерен разыграть через аукционы оставшиеся 50% квот на краба и 100% на добычу морских моллюсков на Дальнем Востоке. Кроме этого, в ведомстве планируют отдать еще 24% ОДУ минтая и сельди. Минсельхоз намерен получить за это 200 млрд рублей в госбюджет. Еще 300 млрд участники второго этапа перераспределения квот должны будут вложить в инфраструктуру — заводы и другое.
В профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей заявили, что из-за отсутствия ресурса уже в 2023 году остановятся 39 МСП, добывающих моллюсков на Дальнем Востоке, и 34 крабодобывающих компаний. У них просто не хватит сил на конкуренцию с крупными участниками данного рынка.
В марте текущего года РСПП направил правительству отрицательное заключение по законопроекту по пересмотру квот. В документе был изложен альтернативный способ. Члены союза предложили увеличить сборы за вылов краба, что должно принести в казну государства те же 200 млрд. Но в этом случае небольшие компании не разорятся, а люди останутся на своих рабочих местах.
Защищающая предпринимателей общественная организация «Опора России» также против законопроекта о втором этапе перераспределения квот. Аналитики организации считают, что принятие закона приведет к закрытию более чем 100 МСП, что, в свою очередь, принесет убытки в размере 260 млрд рублей.
Эксперты опасаются образования монополий и вспоминают залоговые аукционы 90-х, из-за которых в одних руках оказывались целые отрасли народного хозяйства. Причем на этих аукционах госпредприятия выкупались коммерческими банками за государственные же деньги. Сейчас банки накачивают бюджетными деньгами частные структуры, превращая последние в монополистов.
Если окажется, что решение об инвестквотах неверное, а второй этап пересмотра квот уже запустят, то всю рыбную отрасль России поделят 3-5 крупных игроков.
К слову, Счетная палата уже нашла недочеты в аукционах. Более того, они не привели к развитию конкуренции в рыбной отрасли, также не было замечено роста отчислений в бюджет. Есть информация, что к вопросу инвестаукционов проявляет интерес Генпрокуратура.