Posted 25 апреля 2022, 14:22

Published 25 апреля 2022, 14:22

Modified 3 ноября 2022, 19:47

Updated 3 ноября 2022, 19:47

Нижегородские мебельные фабрики вынуждены искать отечественных поставщиков

25 апреля 2022, 14:22
Мебельные фабрики не нуждаются в древесине, так как лесопромышленный комплекс России наращивает объемы производства. Однако нижегородские предприниматели столкнулись с нехваткой отечественных поставщиков некоторых видов сырья и оборудования. Подробнее — в материале NewsNN.

Как сообщил минпром Нижегородской области со ссылкой на данные Росстата, объем отгрузки в лесопромышленности региона составил около 80 млрд рублей за 2021 год. В частности, по направлению «производство мебели» — 13 млрд рублей. В целом по России древесина была отгружена на 310 млрд рублей, что на 8% больше показателей 2020 года.

Фабрики мебели ищут поставщиков в России и Китае

В Нижегородской области фабрика «Мебель-Горький» работает с 2010 года. На данный момент количество заказов практически не упало. Как рассказал NewsNN менеджер по продажам Юрий Одинцов, на производстве есть своя пилорама, поэтому проблем с древесиной не возникает.

Однако перед мебельным производством остро стоит вопрос импортозамещения турецких тканей. «Мы столкнулись с резким ростом цен на сырье — ткани подорожали за последний месяц на 50%. Импорт теперь не выгоден. Ищем сейчас новых поставщиков, присматриваемся к отечественным», — добавил собеседник.

Мебельная фабрика «Уют» работает в Нижегородской области уже более 15 лет. По словам директора по маркетингу Ольги Пожиловой, на данный момент производство отказалось от сотрудничества с зарубежными компаниями.

«Уходит Европа? Ну и что. К примеру, один из импортных поставщиков из недорогого сегмента приостановил поставки — мы уже нашли нового. Перешли без проблем на ДСП российского производства. Цены приемлемые», — поделилась она в беседе с NewsNN.

Основной завод «Славянской мебельной компании» (СМК) находится в Нижегородской области. ХФабрика поставляет мебель в крупные торговые сети, в том числе зарубежные. По итогам 20-го года фабрика получила награду «Экспортёр года в сфере промышленности» в Нижегородской области и ПФО. Основными рынками сбыта до недавнего времени были Европейские страны. По словам коммерческого директора Дмитрия Куликова, объем заказов из России и дружественных стран увеличивается.

«Но санкции, безусловно, повлияли на все импортные материалы. Прежде всего, мы заметили логистические ограничения — увеличение сроков и удорожание поставок и при этом дефицит логистических предложений. Конечно, по ряду импортируемых товаров есть перспективы импортозамещения, но сроки перестройки и поиска поставщиков пока не ясны», — рассказал Куликов NewsNN.

В то же время руководство «СМК» подчеркивает, что большая часть комплектующих и материалов на производстве — отечественные. Импортные комплектующие удалось найти в дружественных странах, поэтому «серьезных проблем» нет.

По данным ГК «Дятьково», пока российские мебельщики могут обеспечить себя в полном объеме только древесиной и плитными материалами. Для холдинга такую продукцию создает собственный деревообрабатывающий завод. А вот достать качественную фурнитуру становится все сложнее.

«Фактически поставщики наши — это Германия, Италия, Австрия. Конечно, если поставщики оттуда перестанут нам привозить сырье, нам будет очень тяжело. Принимаем меры и начинаем искать поставщиков в Китае», — признался председатель совета директоров группы компаний «Дятьково» Сергей Авдеев.

Цены тоже не стоят на месте

При этом активно растут цены на сырье для изготовления мебели. Древесно-стружечные плиты и фурнитура, как сообщают участники рынка, подорожали на 42%, химия и декоративные пленки — почти в три раза. Все это приводит к росту цен на изделия — в среднем на 12%. И стоимость многих изделий в ближайшее время может вырасти снова.

«Мы не можем не повышать цены — не работать же себе в убыток. Но мы стараемся делать это постепенно», — сообщил Одинцов из «Мебель-Горький».

На мебельных фабриках говорят, что в стоимости корпусной мебели более половины цены составляют древесные плиты и расходные материалы — от фурнитуры до крепежей. Около 25% — производственные расходы и оплата труда сотрудников, 19% — коммерческие траты. Прибыль предприятия с одного шкафа или кухни сейчас составляет около 10%.

Конкуренты не помеха росту

Есть ли перспективы развития у рынка мебели в 2022 году? Эксперты единодушно заявляют, что да. В 2021 году рынок мебели в России вырос на 40%, по данным Росстата. А вот доходы импортных компаний упали. Теперь на них приходится примерно 30% от продаж. Приостановка работы шведских магазинов «ИКЕА» может привести к тому, что она сократится еще сильнее.

Тем более, по соотношению цена-качество продукция российских мебельных фабрик сегодня ничуть не уступает продукции зарубежных конкурентов. «Есть вещи, которыми можем похвастаться только мы. Например, у нас растет береза. А российская береза — это экология, это не опилки, не ДСП плита, а натуральное дерево», — говорит генеральный директор мебельной фабрики «Элегия» Андрей Никитин.

В «СМК» NewsNN сообщили, что в 2021 году производили около 60% мебели на экспорт. В том числе — для стран Европы. Теперь компания работает преимущественно на внутренний рынок.Также в компании заметили, что в марте повысился спрос на всю линейку продукции, производимую для российского рынка: диваны, кровати, кресла. Куликов полагает, что он был обусловлен желанием потребителей успеть приобрести мебель, пока она не подорожала.

С 2020 года мебель для государственных нужд также поставляется только поставщиками из России, что существенно развивает мебельное производство.

Поддержка в ручном режиме

Чтобы снизить негативное давление санкций на мебельный бизнес, также разрабатываются меры поддержки на уровне правительства РФ и Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ. «Прежде всего, как и в других отраслях, мы рассчитываем здесь на снижение финансовой нагрузки, налоговые каникулы, кредитные каникулы и другие меры. В этой части мы работаем с бизнесом непосредственно с предприятиями, со многими просто напрямую. В ручном режиме пытаемся помогать», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

При этом в ТПП видят, что деревообрабатывающей и мебельной промышленности нужна и дополнительная поддержка. «Техническое обеспечение отрасли — это наиболее серьезная проблема, которую нам создали своими незаконными санкциями недружественные страны. Это все, что касается работы на лесных делянках: техника, которая там работает, это касается технологических линий, которые используются на производстве древесно-стружечной плиты. Где-то придется вкладываться в научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские», — считает Катырин.

Заместитель председателя комитета ТПП по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Олег Нумеров утверждает, что у России есть мощности для такого импортозамещения. «Мы давно работаем с предприятиями российского станкопрома, машиностроительными предприятиями. И видим, что взможности есть. Но надо, чтобы мебельные и деревообрабатывающие компании российские узнали, что мы способны создавать эти детали», — заключил Нумеров.

Подпишитесь