Остались без офисной бумаги
По данным «СПАРК-Маркер», более 25 нижегородских госучреждений не смогли закупить бумагу — после того, как возник дефицит товара и начался рост цен. С такой проблемой столкнулись, например, региональное отделение Фонда социального страхования, управление МВД на транспорте по ПФО, администрация Нижнего Новгорода, региональное Законодательное собрание, областная детская клиническая больница и проч. Стоит отметить, что данные ведомства и учреждения пытались купить бумагу по цене ниже рыночной.
Вместе с тем, NewsNN изучил самые крупные закупки офисной бумаги. Так, на первом месте по сумме заказа оказалось Приволжское таможенное управление, которое 11 марта заключило договор с ООО «Константа» на 7 млн рублей. Подрядчик обязался поставить 27 тысяч пачек офисной бумаги по 260 рублей за каждую.
Компания-победитель торгов стала единственным участником аукциона. Также конкурс прошел без снижения стоимости поставки. Такие закупки зачастую характеризуются как низкоэффективные.
Отделение пенсионного фонда по Нижегородской области планировало потратить 6,5 млн рублей на приобретение 11 тысяч пачек офисной бумаги. В торгах участвовали три компании, но информация о них на портале госзакупок отсутствует. Победителем признана заявка участника, который предложил поставить товар за 4,1 млн рублей. Однако, согласно данным единой информационной системы в сфере закупок, соглашение заключается с ООО «Столичная бумага», а стоимость закупки составляет 5,9 млн рублей (получается, 536 рублей за пачку).
Стоит сказать, что победитель снизил начальную стоимость на 37%, а два других участника — на 36,5% и 20% соответственно. Это может свидетельствовать о том, что участники демонстрируют экономически необоснованное поведение, либо заказчик завысил начальную цену.
Тройку замыкает госзаказ на бумагу для офисной техники, организованный управлением по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области. Оно решило закупить 4 тысячи пачек бумаги за 2 млн рублей (500 рублей за единицу). За контракт боролись два участника.
Обе компании снизили стоимость контракта более чем на 25%. Комиссия допустила лишь одного участника, а второй обратился с жалобой в ФАС. По мнению «Константы», комиссия необоснованно признала ее заявку не соответствующей требованиям. На данный момент определение поставщика приостановлено.
С сахаром тоже не все сладко
В Нижегородской области из-за ажиотажного спроса и махинаций перекупщиков возникли проблемы и с сахаром — сначала товар вовсе исчез с полок ряда магазинов, а затем появился по завышенной стоимости. УФАС уже возбудило дела по данному поводу.
Из-за этого некоторые организации не смогли закупить сахар для своих нужд. Например, не удалось найти поставщика сахарного песка «Дирекции по организации питания». Начальная стоимость составляла 5,8 млн рублей. Однако желающих поставлять сахар за 58 рублей за килограмм не нашлось. Также не состоялся аукцион для нужд Автозаводского психоневрологического интерната, городских больниц № 13 и № 33.
С конца февраля самую крупную закупку сахара произвело ГУФСИН по Нижегородской области. В «СПАРК-Маркер» содержится информация о двух тендерах. 9 марта был заключен контракт на поставку 9,2 тонн сахара по цене 65 рублей за килограмм с ООО «СОЮЗ-НН». А 23 марта этот же поставщик обязался обеспечить ГУФСИН сахарным песком уже по цене 70 рублей за килограмм. В общей сложности на сахар было потрачено 1,1 млн рублей. В обеих закупках отмечен единственный негативный маркер — не все документы доступны для поиска.
Закупка продуктов vs инфляция
Согласно данным минэкономразвития, инфляция в России к 1 апреля 2022-го ускорилась до 16,7% в годовом выражении. Потребительские цены росли на все, в том числе и на продукты. Но вот социальные учреждения не могут остаться без продуктов питания. Поэтому вынуждены закупать их в новых реалиях.
После введения антироссийских санкций в 2022 году самый крупный госзаказ на продукты в Нижегородской области заключила «Дирекция по организации питания». Ведомство закупило молочные продукты на 44,3 млн рублей. Поставщиком стал молочный завод «Приволжский». Отметим, что конкурс был проведен без снижения начальной цены контракта, а также поступил запрос на разъяснение положений документации. Все это указывает на то, что торгам не хватило прозрачности.
Далее следует контракт между «Дирекцией по организации питания» и ООО «Радуга вкуса» на поставку тресковых и лососевых филе. Начальная цена — 20,9 млн рублей. Выделило этот тендер заключение договора с объектом МСП.
Добавим, что с 24 февраля по 15 апреля проводилось около 250 тендеров на поставку продуктов питания в различные госструктуры. Но 14 из них были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
Отметим, что наличие негативных индикаторов в госзакупках не всегда означает, что заказчик или поставщик вели себя нечестно. Однако они показывают основные проблемы в аукционной деятельности.