Пандемия испортила статистику
Порядка 10 лет назад ожидаемая продолжительность жизни в Нижегородской области находилась на отметке 68,4 года. Это значит, что родившимся в 2012 году нижегородцам в среднем предстоит прожить чуть больше 68 лет — при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким же, как в год, для которого вычислен показатель.
За последние десять лет этот показатель постоянно менялся и в 2021 году составил 68,9 года. Статистические данные говорят, что наиболее продолжительная жизнь ждет родившихся с 2015 по 2020 гг. — более 70 лет.
Накануне мировой пандемии коронавируса средняя продолжительность жизни в регионе прогнозировалась до 72,3 года. Однако вирус стал причиной повышенной смертности. Так, по данным портала стопкоронавирус.рф на 15 апреля, скончались от COVID-19 11,4 тыс. жителей Нижегородской области. А в целом по стране жертвами вируса стали более 370 тыс. человек.
Жить долго не значит жить здорОво
Показатель предполагаемой продолжительности здоровой жизни гораздо ниже. Здесь речь идет о расчетном индикаторе, который показывает, в течение какого периода человек сможет обладать хорошим самочувствием и не страдать от хронических болезней.
По данным нижегородстата, в 2019 и 2021 году он составил 59 лет, в 2020 — 61 год. При этом, по прогнозу, к 2024 году этот показатель будет свыше 65 лет.
Научный сотрудник федерального научно-исследовательского социологического центр РАН Андрей Самсонов согласен с данным прогнозом. Так как в течение двух лет пандемии наблюдалась повышенная смертность, в основном пострадали люди, которые имели проблемы со здоровьем. «Вероятность того, что они бы умерли не от COVID-19, а от последствий своих болячек в ближайший промежуток времени, выше, чем у здоровых людей», — сообщил он. По словам социолога, если бы не было пандемии, смертность растянулась бы на другие годы. Из-за этого не было бы резкого скачка снижения или роста продолжительности жизни.
Самсонов также пояснил, что из-за снижения заболеваемости коронавирусом больницы стали возвращаться к оказанию плановой помощи. За время пандемии сфера здравоохранения получила повышенное внимание и значительные финансовые вливания. Были закупки компьютерных томографов и прочего оборудования, которое теперь будет использоваться для диагностики других заболеваний. Это, в свою очередь, поспособствует увеличению продолжительности жизни в будущем.
Между тем, согласно статистическим данным, вклад в долгожительство на уровне здравоохранения составляет лишь 10%. Об этом сообщила главный внештатный гериатр Нижегородской области, заведующая терапевтическим отделением ГКБ № 3 Лидия Калинникова. По ее словам, по 30% приходится на условия жизни, наследственность и место жительства. Вдобавок, говоря об ожидаемой продолжительности жизни, нужно принимать во внимание достаточно много факторов.
«В компетенции медицины находятся проблемные зоны пожилых людей — множество хронических заболеваний, потеря и ослабление ментальных и когнитивных функций, проблема социальной депривации (снижение или отсутствие возможности общаться с другими людьми), ослабление сенсорных функций и ограничение мобильности», — отметила гериатр.
Калинникова подчеркнула, что некоторые факторы можно модифицировать — например, образ жизни и питание. Но, наряду с этим, нельзя изменить генотип, пол, возраст.
О положительном влиянии медицины говорит и доктор социологических наук, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ имени Н. И. Лобачевского Сергей Судьин. По его мнению, увеличению продолжительности жизни способствовало открытие сосудистых центров, онкоцентров с возможностью ранней диагностики опухолевых заболеваний и введение практики диспансеризации. Социолог считает, что на дальнейшее улучшение ситуации может повлиять включение мер ранней диагностики опасных заболеваний в программы обязательного медицинского страхования.
Президент приказал долго жить: что мешает этому
Согласно указу президента России Владимира Путина, правительство РФ должно обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни в стране до 80 лет.
Однако такой показатель, по мнению Судьина, является неоправданно амбициозной целью.
«Должно пройти не менее 10 лет, чтобы удостовериться в том, что россияне действительно стали жить в среднем на 10 лет дольше. Объективных предпосылок для столь резкого роста продолжительности жизни в настоящее время не существует, а требуется для этого немало», — отметил социолог.
По словам Судьина, Нижегородкую область можно отнести к числу демографически депрессивных. Низкий уровень рождаемости, высокая скорость оттока населения в столичные регионы обусловливают высокие темпы старения населения и преобладание возрастно-специфических заболеваний в структуре причин смерти.
«Особенности возрастной структуры диктуют необходимость развития геронтологической помощи в регионе и снижения рисков развития традиционных „возрастных“ болячек», — добавил он.
Самсонов же считает, что влияние на продолжительность жизни также оказывает климатическая среда. В сравнении с Канадой или Финляндией в России она более тяжелая. Помимо этого, конечно же, пагубно влияют употребление табака, алкоголя и фастфуда.
По мнению Судьина, большой отрицательный вклад в средние показатели продолжительности жизни вносит смертность от внешних причин, чаще всего настигающих человека в молодом и среднем возрасте. Речь идет о гибели в результате ДТП, падений с высоты, пожаров, участия в войнах, алкогольных и неалкогольных отравлений, утоплений, травм и т. д.
Также играет роль отсутствие законодательных ограничений — например, на использование пальмового масла и иных трансжиров. Это расширяет возможности их использования в пищевой промышленности и фактически провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, вносящих самый большой вклад и в статистику смертности, и в преждевременное ухудшение качества жизни.
«Эликсир» долголетия
В основе увеличения продолжительности жизни лежат две группы факторов: государственная политика и особенности индивидуального поведения.
«Умеренные физические нагрузки, ограничение сладкого и соленого, увеличение доли овощей и фруктов в структуре потребления, постоянный контроль уровня сахара и холестерина в крови, артериального давления должны стать обязательной частью образа жизни», — утверждает Судьин.
В свою очередь, Самсонов считает, что требуется повышение качества медицинского обслуживания и его оперативности, а также развитие диагностической системы. Дешевле предупредить или оттянуть начало заболевания, чем его лечить.
Между тем современная молодежь стала значительно меньше курить и употреблять крепкий алкоголь. Это тоже благоприятный фактор, отмечает Самсонов. В этом с ним соглашается и Судьин: «Снижение потребления алкоголя обязательно продемонстрирует положительный эффект на продолжительность здоровой жизни», — подтвердил он.
Не менее важный шаг — активное вовлечение пожилых в семейные дела, в работу, в гражданскую активность, волонтерство, в образование и в цифровые технологии. Судьин убежден — социальная интеграция, ощущение собственной нужности и востребованности станут хорошими мотиваторами для долгой и здоровой жизни.