Самые важные вопросы исследования интервьюеры задают участникам фокус-групп по всей Российской Федерации. Ответы дают лица в возрасте от 18 до 35 лет.
Так, социологи Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук узнали мнение граждан о причинах богатства и бедности россиян. Полученные цифры сравнили с теми, что были около 15 лет назад. В 2003 году чаще (47% к 28%) россияне говорили о невыплатах зарплаты, низких пособиях и пенсиях (37% и 27%). В начале 2000-х в неудачах население винило макроэкономику. Сейчас люди больше внимания уделяют личным качествам: «кто хочет, тот добьется». Богатым сегодня в два раза реже приписывают связи с криминальными структурами (8% и 16% в 2003 году), коррупцию (14% и 21%), нечестность (10% и 17%).
Лучше всего об истинном уровне благосостояния граждан говорит развитие ретейла. В каждом городском микрорайоне присутствуют магазины шаговой доступности, супермаркеты и торговые галереи и, наконец, целые гипермоллы. В среднем на один миллион населения приходится 525 розничных точек. В прошлом году на 93% увеличилась доля интернет-торговли. Еще два десятилетия назад подобное было в диковинку. В Москве тогда только появлялись крупные торговые центры. В 2002 году в Мытищах распахнул свои двери первый «Ашан». Далее начался быстрый рост, и в 2005 году российская «Пятерочка» вышла на Лондонскую биржу. Спрос порождает предложение. По вечерам в «Ашанах», «Магнитах» и «Лентах» наблюдаются столпотворения. Выходит, что их услуги востребованы именно в таких масштабах. Мало кто приходит в торговые сети просто посмотреть на витрины. Подобное осталось в СССР в период дефицита.
В среднем каждый год доходы населения росли на 10%. В 2000-х на зарплату среднестатистического россиянина мог прожить лишь он сам. К 2015 году средств зарплаты хватало на пару с одним ребенком, а в 2020-м – уже на семью из четырех человек.
Россия должна проделать большой путь. Речь идет уже не о восстановлении, а о развитии. Чтобы хорошо жить, придется много работать. Человек будет сам определять свой уровень благосостояния.