НИИК был создан еще в 1951 году. Сейчас это крупная российская компания, выполняющая услуги по проектированию, разработке технологий, комплектной поставке оборудования, обоснованию инвестиций, управлению строительством. Институт занимается проектированием в сфере аммиака, карбамида, меламина, азотной кислоты, метанола, и других химических продуктов. В сегодняшних геополитических и экономических условиях институт имеет стратегическое значение для страны, и важно, чтобы в городе и стране сохранилось предприятие такой направленности. Сейчас, как говорят опрошенные эксперты, шансов на это немного.
Судьба компании во многом зависит от ее акционеров. Они могут как спасти компанию, так и погубить. Но, к сожалению, что касается НИИК, сейчас это «терра инкогнита».
Бывшие сотрудники НИИК говорят, что институт в последние годы придерживался рискованной стратегии, увеличивая пул клиентов за счет демпинга. Покрывать возможные убытки планировалось за счет новых заказов. Однако эта система дала сбой, когда в 2020 году акционер НИИК Игорь Есин занял должность генерального директора. После его назначения многие сотрудники покинули компанию, новая команда не сразу смогла вникнуть в проекты. Начались задержки в сроках проектирования, строительства».
Как пишет «КоммерсантЪ Пермь», самый вопиющий случай произошел с одним из крупнейших клиентов института пермским «Метафраксом». Несмотря на регулярное авансирование со стороны «Метафракса» НИИК сам отказался от продолжения работ, когда химический комплекс был почти построен. В «Метафраксе» информацию подтвердили, заявив, что вынуждены были искать замену НИИКу, когда комплекс «Аммиак-Карбамид-Меламин» (АКМ) был готов на 90%. «Летом 2021 года НИИК прислал письмо, где признал, что не имеет возможности продолжать работы и предложил расторгнуть договор, — заявили в пресс-службе „Метафракса“. — Мы долгое время с пониманием относились к отставанию от графика, так как НИИК практически единственный институт в России, который выполняет услуги проектирования в нашей сфере. Но, к сожалению, выправить ситуацию не удалось несмотря на то, что мы пошли на увеличение сметы строительства на полмиллиарда рублей».
В итоге один из лидеров отрасли оказался на грани банкротства.
Кто в ответе?
При этом на предприятии стали меняться владельцы. Как оказалось, в 2021 году у НИИК сменился акционер — бывший собственник Игорь Есин уступил свою долю Юрию Яворскому. О смене владельца общественность узнала из статьи в газете «Коммерсант» только в феврале 2022 года. Об условиях продажи института не сообщалось. Мы решили обратиться к проверенным онлайн-сервисам, специализирующимся на юридической информации о компаниях. На данный момент на сайте Интегрум среди акционеров указаны юридические лица, принадлежащие Игорю Есину — ООО «ТИКО», ЗАО «ТИКО-ИНВЕСТ», ЗАО «ТИКО-СТАЛЬ», ООО «НИПАК». Юрий Яворский среди акционеров НИИК не прослеживается.
Как писал «АиФ Нижний Новгород» после этого сотрудники Дзержинского АО «НИИК» написали открытое письмо в администрацию президента Владимира Путина, губернатору Нижегородской области, Минпромторг и другие органы власти.
В нем сотрудники компании пишут «Так как руководство не информирует нас о происходящем, данные мы можем получать только из прессы и интернета. В газете „Коммерсант“ мы прочитали статью от 08 февраля 2022 года о том, что наш НИИК хотят банкротить. Удивление вызвала информация в статье о том, что теперь институтом владеет предприниматель Юрий Яворский, про которого известно, что он массово обанкротил 15 фирм и сам прошел процедуру банкротства. Также стало известно, что уже назначен временный управляющий АО НИИК — Максим Катан, который ранее сопровождал банкротство в том числе и Юрия Яворского. Также в интернете мы нашли информацию о том, что в ноябре 2021 года заявление о банкротстве НИИК подал один из крупных банков. Перспективы вырисовываются не радужные».
Эти факты говорят в пользу версии о том, что привлечение господина Яворского и его команды имело целью запустить процедуру банкротства и извлечь максимальную выгоду из финансового положения института. Сейчас НИИК ввязан в судебные процессы. Часть из них инициирована кредиторами, не получившими обратно свои деньги, а часть — самим институтом (к одному из крупных банков и Метафраксу).
Такими темпами сотрудники компании в тяжелое время роста уровня безработицы по всей стране могут оказаться на улице.