Posted 16 марта 2022, 07:29

Published 16 марта 2022, 07:29

Modified 12 ноября 2022, 16:48

Updated 12 ноября 2022, 16:48

Эксперты предсказали «схлопывание» авиарынка из-за санкций

Эксперты предсказали «схлопывание» авиарынка из-за санкций

16 марта 2022, 07:29
Фото: 1MI.
В связи с санкциями, введенными в отношении России из-за спецоперации на Украине, авиационной отрасли приходится несладко. Опрошенные эксперты не исключают банкротств авиакомпаний и полного прекращения полетов за рубеж, а как следствие — и закрытия ряда аэропортов. Подробнее — в материале NewsNN.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), из-за санкций пассажиропоток авиакомпаний на международных направлениях сократился в четыре раза по сравнению с прошлым годом. На табло крупнейших российских аэропортов осталось меньше десятка международных рейсов в день.

«Сейчас сохранились только отдельные рейсы, выполняемые на самолетах, наименее затронутых санкциями зарубежных государств. Преимущественно это SSJ-100, которые на международных линиях эксплуатируют три перевозчика: авиакомпании „Азимут“, Red Wings и „ИрАэро“», — отмечают в АТОР.

В международном аэропорту им. Чкалова (Нижний Новгород) на данный момент нет международных рейсов. «Решение об отмене и/или переносе рейса принимает авиакомпания, и мы создаем расписание, исходя из их возможностей. В настоящее время ситуация динамично меняется», — сообщили NewsNN в пресс-службе воздушной гавани.

Кроме того, ряд стран запретил поставку самолетов и комплектующих в Россию, иностранные лизингодатели расторгли контракты на более 500 лайнеров, которые уже выполняют рейсы. Некоторые из них авиакомпаниям необходимо вернуть поставщикам до 28 марта.

Серьезный удар по авиационной отрасли нанесли власти Бермудских островов, отозвавшие сертификаты летной годности российских самолетов. После этого большая часть флота отечественных авиакомпаний утратила юридическую возможность совершать перелеты, особенно международные.

По данным экспертов, при стабилизации ситуации на текущем уровне перевозчики смогут обслуживать на международных линиях не более 210-240 тысяч пассажиров в месяц. Как это скажется на прибыли авиакомпаний и аэропортов, в АТОР не уточняют. Не готовы об этом говорить и в авиакомпаниях. Запросы NewsNN остались без ответа.

«Мы не комментируем финансовое состояние компании, но сейчас работаем в штатном режиме», — сообщили в нижегородском аэропорту.

По данным источника «Известий», госкорпорация по организации воздушного движения готовится к массовому сокращению диспетчеров и урезанию расходов на персонал на 30-40%.

По мнению гендиректора турагентства «Роза ветров-НН» Марии Свиридовой, многим участникам рынка грозит банкротство. «Международные перелеты были важной статьей доходов для авиакомпаний, так как прибыль за такие рейсы они получали в валюте. Никакие внутренние перевозки не заменят этой статьи. Кроме того, на внутреннем рынке всем места не хватит. И хотя государство пытается сейчас сделать все, чтобы кредиторы не смогли обанкротить бизнес, попавший под санкции, очевидно, что большинство предприятий будут не нужны», — полагает она.

Свиридова считает, что аэропорты частично закроются или перепрофилируются — например, будут сдавать площади в аренду под выставки или бизнес-конференции.

«Думаю, что некоторые компании действительно под угрозой. К примеру, у „Уральских авиалиний“ все самолеты в лизинге, а полетов за рубеж больше нет. Им это аукнется непременно», — говорит директор ГК «Москва-тур» Евгений Пронин.

Такого же мнения придерживается авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers Илья Шатилин. «Пока сложно предсказать однозначно, что произойдет. Но теоретически все ограничения самым негативным образом скажутся на рынке авиаперевозок — он схлопнется. Доходы многих компаний были валютными за счет полетов за рубеж, а теперь они недоступны. Безусловно, „Аэрофлот“ выживет — его поддержит государство, но как удастся избежать разорения остальным участникам рынка — непонятно», — отметил эксперт.

Шатилин добавил, что сейчас принимаются меры по поддержке отрасли. По его данным, правительство создало комиссию, которая ограничивает возвращение взятых в лизинг самолетов зарубежным компаниям. Если она не одобрит возврат лайнера, то лизинговые платежи будут выплачиваться в рублях, а самолет останется в России. Такие лайнеры будут использоваться только для перевозок внутри государства. Внутренние же перевозки правительство намерено активнее субсидировать.

Также президент Владимир Путин подписал законопроект, благодаря которому часть воздушного флота получит летные сертификаты от российских властей. А запчасти для самолетов в перспективе смогут поставлять страны, не вводившие санкции против России.

«Все эти меры позволят нам сохранить флот, но частично нарушают международное право. Поэтому они не помогут России возобновить международные перевозки», — предупреждает эксперт.

По мнению доктора экономических наук Александра Мазина, у авиационной отрасли возникли серьезные проблемы из-за зависимости от импорта и международных отношений. «Самое страшное, что самолеты стало негде обслуживать и страховать. И даже если еще есть где, то вполне вероятно, что скоро эти фирмы закроются. Идет бойкот российской авиации достаточно широким фронтом. Все это может привести к тому, что летать станет небезопасно, а в перспективе — невозможно», — считает он.

Представитель турбизнеса Свиридова говорит, что спасти авиационный бизнес от разорения можно, если выплачивать работникам предприятий зарплату, как пострадавшей отрасли. Но делать это длительное время государство не сможет.

Пронин рассказал, что на рынке обсуждается несколько вариантов помощи авиаперевозчикам. В частности, специализирующиеся на полетах в Турцию компании (Nordwind, AZUR AIR и т. п.) были готовы перерегистрироваться там, чтобы на них не распространялись иностранные санкции. Также звучат предложения пустить на российский рынок перевозок иностранные компании или сделать хаб для международных перелетов в аэропорту Сочи.

«На мой взгляд, бизнес способен найти лазейку и возобновить работу самостоятельно. Надо только, чтобы власти внутри страны не создавали новые ограничения для работы», — заключил собеседник NewsNN.

Подпишитесь