Ни бренда, ни маршрута: Нижнему Новгороду нечем привлекать туристов?

20 февраля 2022, 09:49
Юбилейный год помог увеличить турпоток в Нижний Новгород. Но пока город не входит ни в один федеральный маршрут и не имеет собственного бренда — а значит, менее популярен, чем ряд городов России. Ситуацию с мертвой точки может сдвинуть проект «Большая Волга». Подробнее — в материале NewsNN.

В юбилейный 2021 год в Нижнем Новгороде прошло много развлекательных мероприятий — в частности, фестиваль «Столица закатов», «Интервалс», гала-концерт к 800-летию, «Новогодняя столица России» и др. Ожидалось, что по итогам года турпоток в Нижегородскую область вырастет на 30% и составит около 2,3 млн человек. Но официальная статистика пока еще не готова. Поэтому сложно оценить, насколько креатив и затраты властей были эффективны.

По данным главы Ассоциации отельеров Нижегородской области Константина Клюева, загрузка отелей выросла на 20% за прошлый год. Глава Федерации рестораторов и отельеров Нижегородской области Александр Котюсов говорит, что количество посетителей ресторанов также увеличилось примерно на 20%. Пик пришелся на лето и новогодние праздники.

Однако глава турагентства «Роза Ветров» Мария Свиридова настроена более скептично. «Обычно при увеличении турпотока увеличивается и число организованных групп туристов, которые прибывают в регион. Но мы не зафиксировали роста, хотя очень ждали. Чаще всего люди просто приезжали поодиночке. И уже на месте узнавали, что в Нижнем Новгороде есть праздничные площадки», — рассказала она.

Иностранцев среди туристов в Нижнем Новгороде практически не было. Всему виной пандемия коронавируса. «Разве что два-три человека. Попали в город по стечению обстоятельств», — отмечает Свиридова.

От кремля до Городца — что интересует туристов

Как рассказали NewsNN в региональном департаменте развития туризма, наиболее востребованным направлением остается Нижний Новгород. Чаще всего туристы приезжали на выходные, чтобы посетить мероприятия, приуроченные к 800-летию города. Популярностью пользовались маршруты по кремлю, улицам Большая Покровская и Рождественская. Также наблюдался всплеск интереса к кварталу церкви Трех Святителей, Стрелке, Нижегородской ярмарке и обновленному парку «Швейцария».

Среди районных туристических центров традиционно были популярны Городец, Дивеево, Семенов, Выкса и Арзамас. Кроме того, был высокий спрос на речные прогулки, в том числе на судах на подводных крыльях «Валдай 45-Р» — до Городца, Макарьева, Балахны и Шуховской башни в Дзержинске.

По мнению Клюева, туристов, действительно, больше привлекает Нижний Новгород. «Обычно люди приезжают на два-три дня. Гуляют по центру города, а затем на один день едут в какой-нибудь малый город: Городец, Семенов, Чкаловск», — сообщил отельер.

Котюсов считает, что теперь сильное место Нижнего Новгорода — это общественные пространства, открытые или обновленные к юбилею, а также исторические улицы. «Если не притормозить этот поезд, то они будут эффективно заманивать туристов», — полагает он.

По словам Свиридовой, Нижегородская область ассоциируется у туристов с местным кремлем и Волгой. Все остальное почти неизвестно в силу отсутствия внятных туристических брендов. «Бренд очень нужен, но его нет. Причем не сезонный, а уникальный. „Столица Закатов“, „Новогодняя столица“ — это все хорошо, но временно. А туристов надо привлекать круглый год», — пояснила глава турагентства.

В поисках нижегородского бренда

Уже много лет Ярославль успешно привлекает туристов, будучи столицей федерального маршрута «Золотое кольцо России». К примеру, в первом полугодии 2021 года Ярославская область приняла 2,8 млн туристов.

Примером правильного регионального брендирования можно считать «тульский пряник», «башкирский мед» или «разводные мосты». Каждое из этих выражений ассоциируется у россиян с конкретным местом. И такой брендинг приносит плоды — турпоток в регионах не снижается. К примеру, в 2021 году Башкирию посетили 3,48 млн гостей — на 17% больше, чем в 2020-м. А Тула вошла в топ-10 новых центров туризма по версии Forbes.

Тем временем, Нижний Новгород пока не является частью федеральных туристических маршрутов. В феврале Ростуризм заявил, что город не войдет в «Золотое кольцо России». Хотя со времен губернатора Валерия Шанцева планировалось включить Нижний Новгород в этот маршрут к 800-летию.

При этом Ростуризм разрабатывает проект «Большая Волга» — новый маршрут по нескольким регионам. Допускается, что Нижний Новгород станет первым городом в его составе. «Участие в проекте „Большая Волга“ позволит продолжить развитие круизного туризма и раскрытие туристского потенциала области на межрегиональном уровне. Кроме того, это дополнительная возможность для формирования и продвижения регионального турпродукта», — рассказали в региональном департаменте развития туризма.

Свиридова считает проект «Большая Волга» перспективным. «В Нижегородской области есть крупные судостроительные предприятия. В наших затонах зимуют суда. Музей речного флота стоит. Есть все стартовые условия для того, чтобы назвать себя „Столицей Волги“ или чем-то подобным. Главное — правильный видеоряд выстроить вокруг этого и развить речные перевозки и причальную инфраструктуру», — говорит она.

Некоторые шаги в эту сторону региональное правительство уже сделало. В частности, в Нижегородской области с 2020 года можно прокатиться на «Валдаях» — легендарных судах на подводных крыльях. Сейчас они ходят до Городца, Балахны, Юрьевца, Павлова и Дзержинска. В каталоге инвестпроектов Нижегородской области есть пункт о создании 14 круизных центров для туристов — до 2024 года. Но проект пока не реализовывается.

Котюсов согласен, что включение Нижнего Новгорода в федеральный маршрут гарантирует приток туристов. Но не стоит забывать о проведении крупных федеральных или международных мероприятий уровня Чемпионата мира по футболу. «Нам стоит побороться за московских туристов, которые проявляют заинтересованность. Сейчас они садятся на „Сапсан“ или „Ласточку“ и приезжают к нам. Только делают это безо всякого плана. А надо сделать так, чтобы план у них был», — убежден ресторатор.

Но департамент развития туризма пока делает акцент на эффекте от мероприятий, приуроченных к 800-летию Нижнего Новгорода. «Уже сейчас идет работа по разработке объединенного стенда Нижегородской области на мартовских международных выставках в Москве. Кроме того, в области планируется насыщенная событийная программа, к примеру, продолжение фестиваля „Столица закатов“», — сообщили там.

Также власти рассчитывают на привлечение туристов в 2022 году за счет 870-летия Городца, известного городецкой росписью, пряниками и музейным кварталом, и 100-летия семеновской матрешки.

#Эксклюзив #Город #Алена Глазкова #Новости
Подпишитесь