— Нагрузка на поликлиники выросла после новогодних праздников?
— Да, в разы. Поликлиники не готовы к такому наплыву пациентов.
— Коснулась ли пятая волна коронавируса медперсонал?
— Да, коснулась. Врачи снова болеют. Сейчас на больничном с подтвержденным COVID-19 половина и я, в том числе. Вирулентность вируса стала выше в разы, но надо понимать, что люди болеют легче. Из того количества заболевших, что мы имеем сейчас, 90% амбулаторных. Процент госпитализации гораздо ниже.
— Получается, людей некому принимать?
— Да. Причем, ситуация усложняется тем, что у некоторых поликлиник штат не укомплектован. На 32 участка в моей организации максимум 15 врачей. Также отсутствуют некоторые специалисты: гематолог, пульмонолог, инфекционист.
— И как руководство решает эту проблему?
— Если кто-то из пациентов записывается на прием к специалистам, которых нет, направляем их в другие поликлиники. Также в последнее время на вызовы не ходим, звоним всем по телефону.
— То есть, зараженные сами идут в поликлинику?
— Да, подтвержденные случаи заражения коронавирусом на приеме — не редкость. Люди не проверяют свои мазки на госуслугах, перед тем как прийти. Стоят в очереди в регистратуре, у кабинета… А потом выясняется, что у них коронавирус.
— Почему до поликлиник практически невозможно дозвониться?
— Дозвониться сложно из-за количества звонков. В день получаем до 3000 обращений. Все невозможно обработать.
— А очереди у вас есть?
— Конечно, есть. Прием терапевта четыре часа по нормативам, при этом дается 15 мин на человека. Итого — ты можешь осмотреть 16 человек за прием. Но такое невозможно. Также есть очереди за распечаткой результатов ПЦР-тестов, за больничными.
— Все чаще нижегородцы жалуются, что приходится ждать приема на улице. Как вы к этому относитесь?
— Я понимаю, что больному человеку стоять на улице — это ужасно. Но врач не может принять всех и сразу. Очередей не избежать.
— Почему, на ваш взгляд, в регионе сложилась такая ситуация?
— Мало кто сейчас хочет работать в поликлинике терапевтом. Это ужасный труд — люди относятся к тебе как к обслуге. Считают, что им все должны. Плюс ходить на дом не очень приятно и безопасно. Бывают очень разные пациенты. Поэтому не идут люди в специальность вообще. А куда идут — не знаю.
— Что могло бы помочь медикам своевременно оказывать помощь нижегородцам?
— На мой взгляд, нужны всего два действия. Первое — набрать полный штат врачей. Второе — пересмотреть всю систему первичного звена. Но это все звучит просто, а на деле — большая законодательная работа.
— Как вы смотрите на возможность выдачи больничных листов удаленно? Есть ли вероятность, что в таком случае звонков будет еще больше, так как некоторые захотят уйти на больничный при малейших симптомах?
— Не думаю, что многие захотят приврать, чтобы не ходить на работу. И мы уже практикуем выдачу больничных дистанционно — звоним нижегородцам по телефону и спрашиваем о самочувствии, назначаем лечение и мазок при необходимости. Берем данные для открытия больничного.
— Что делать людям, которые не могут дозвониться и дописаться до поликлиник, если они сами не в состоянии туда прийти? В каких случаях надо вызывать «скорую»?
— «Скорую» лучше вызывать при длительной лихорадке более трех дней, одышке, боли в груди. В остальных случаях — придется потерпеть.
Напомним, что жители Нижнего Новгорода массово жалуются на работу поликлиник в пятую волну коронавируса. Большинство просто не может дозвониться, чтобы вызывать врача на дом. А те, кому это удается, порой ждут специалиста сутками. Нижегородцам приходится заниматься самолечением, но порой это только усугубляет ситуацию. Стоит отметить, что власти обещают открыть дистанционный центр по выдаче больничных и консультированию.