Бизнес против QR-кодов
Согласно результатам опроса, 82% бизнесменов считают QR-коды избыточной мерой. Лишь 15% респондентов поддерживают позицию властей. 3% убережены, что спецпропуска действенны только на короткий промежуток времени, при этом им хотелось бы больше господдержки.
53% бизнесменов опасаются закрытия, если QR-коды не отменят в ближайшее время. Более 62% опрошенных понесут значительные убытки, треть их них потеряет свыше половины выручки. 4% признались, что действующие ограничения влияют на их психологическое состояние, из-за чего невозможно вести полноценную жизнь.
Также пандемия добавила предпринимателям новые расходы. 63% опрошенных потратили от 10 до 50 тысяч рублей на маски, антисептики и перчатки, а 12% — более 50 тысяч рублей. На финансовую поддержку от государства надеются всего лишь 18% предпринимателей. При этом 79% респондентов отмечают, что не получали ее и ранее.
Страдают все
Сейчас в торговые центры пускают только по QR-кодам. От этого страдают все: и сами площадки, и арендаторы. В тяжелом финансовом положении оказался директор фотосалона «Фоточка» в Арзамасе, студент образовательной компании для предпринимателей Like Центр Даниил Дудин. Он сообщил NewsNN, что зарабатывать как раньше уже не получается.
«В первую волну мы вообще оказались закрыты. Но спрос на фотоуслуги был — полицейским, представителям администрации всегда нужны фото на документы. А после того, как ввели систему QR-кодов, выручка просела в два раза, а прибыль ушла практически в ноль», — рассказал Дудин.
Предприниматель понял, что закручивание гаек может привести к закрытию салонов, поэтому он сделал ставку на онлайн. «Я занялся продажами через Instagram и Wildberries. Там спрос только растет. Даже если мы вернемся к прежней жизни, то, возможно, люди уже привыкнут к онлайн-покупкам. Поэтому офлайн-бизнес может не наверстать свои показатели», — отметил он.
По словам Дудина, многие думают, что ограничительные меры затянутся на год или два. А этого достаточно, чтобы мелкий бизнес разорился. «Офлайн-бизнес умрет, пока все люди не привьются или пока QR-коды не отменят. Здесь я уже ничего не жду», — подчеркнул бизнесмен.
На грани вымирания оказалась и бьюти-индустрия. Несмотря на то, что в первую волну убытки были значительные, они не сравнятся с теми, которые возникли сейчас. Как рассказала NewsNN владелица студий лазерной эпиляции Lazer body, студентка Like Центр Марина Кулагина, нижегородцы попросту боятся ходить по салонам красоты. Из-за этого посещаемость снизилась минимум на 50%. А значит, упала и выручка.
«Спрос в 2020 году был выше. Сейчас люди часто отменяют записи. Кто-то привился, и у него поднялась температура. Кто-то просто заболел. Мы видим, что зараженных, правда, очень много. Вдобавок у людей появился страх, что везде нужен QR-код. Но у нас два салона — один из них с медицинской лицензией. Туда спецпропуск не нужен. Однако спрос упал и там», — отметила Кулагина.
Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, предпринимательница стала особое внимание уделять маркетингу. «Многие просто не знают, что мы работаем. Поэтому ищем новые пути продвижения и сотрудничества. Многое зависит от рекламы», — подчеркнула она.
При этом надежды, что QR-коды отменят в ближайшее время, нет. «Люди находятся в страхе, но жизнь продолжается. Бьюти-услуги хочется делать. Поэтому нам придется и дальше придерживаться антивирусных режимов», — подытожила Кулагина.
А вот выживут не все
То, что для бизнеса наступили тяжелые времена, подтверждает и уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий. «Господдержки не хватает. Выживут не все. Аренда, кадастровая стоимость, коммунальные платежи — их надо платить вне зависимости от того, работают предприятия или нет», — подчеркнул он в разговоре с NewsNN.
Аппарат уполномоченного ежедневно получает жалобы от бизнесменов. «Мы с утра до вечера ими занимаемся. Обращения поступают от ассоциаций кинотеатров, загородных отелей, гостиниц, рестораторов, салонов красоты, фитнес-центров, а также от одиночных предпринимателей, которые не знают, как быть и что делать. У многих кредиты», — рассказал Солодкий.
Также проблема в том, что компании из пострадавших отраслей приняли государственную поддержку и тем самым взяли на себя обязательства о сохранении рабочих мест (допускается сокращение максимум на 10%). Однако сейчас выполнять эти условия становится все сложнее. Тут, опять же, внесли свою лепту QR-коды.
Вместе с тем бизнес-омбудсмен не взялся предположить, как долго QR-коды будут действовать. «Если они покажут себя как результативная мера, то хорошо. То, что для части бизнеса данные ограничения несут огромные убытки, это правда. Но способов борьбы с пандемией пока не очень много», — заключил он.
Получается, что сейчас все силы властей направлены на борьбу с пандемией. При этом интересы бизнеса отодвинуты на второй план. Однако с этим стоит быть осторожнее — ведь, чем меньше предпринимателей, тем меньше налогов идет в казну региона.