Posted 21 ноября 2021, 10:22

Published 21 ноября 2021, 10:22

Modified 25 января 10:25

Updated 25 января 10:25

Пациенты и врачи переходят на удаленку

21 ноября 2021, 10:22
Фото: Пресс-служба АФК "Система"
Спрос на онлайн-консультации с врачами увеличивается во всем мире. По количеству оказанных телемедицинских услуг в 2019 году Россия вошла в пятерку стран-лидеров. В ответ на растущий спрос клиники и медцентры создают все больше сервисов и приложений для пациентов.

Телемедицина в цифрах

Анализ рынка услуг здравоохранения показывает, что за последние пять лет объем проведенных дистанционных консультаций в России увеличился более чем в 27 раз: с 180 тыс. в 2017 году до 4,95 млн в 2021-м. При этом в среднем общение с врачом в формате телемедицины стоит в 2-3 раза дешевле, чем традиционный визит в платную клинику.

Крупные медицинские центры готовы предоставлять телемедицинские услуги круглосуточно в момент обращения — пациенту не нужно часами сидеть в очереди, как в обычной государственной поликлинике. Самые активные пользователи таких услуг — молодежь в возрасте от 25 до 40 лет. Впрочем, с каждым годом все чаще за онлайн-консультациями обращаются пациенты старшего возраста.

Популярные направления

Врачи тоже активно пользуются телемедициной не только для общения с пациентами. Технологии также помогают общаться докторам, находящимся в разных точках мира или страны. Такой способ подходит для проведения консилиумов с более опытными коллегами и обучения в формате лекций и даже включений из операционных.

Самыми популярными у пациентов являются такие направления телемедицины: консультации, онлайн-запись на прием, мониторинг состояния здоровья людей с хроническими заболеваниями, электронные истории болезней.

Импульс для развития телемедицинских сервисов придала пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году.

Крупные проекты

Крупные компании в сфере здравоохранения и до пандемии вели разработку различных цифровых сервисов. Сеть частных клиник «Медси», которую поддерживает инвестор Евтушенков Владимир Петрович, в 2018 году представила платформу SmartMed. С ее помощью пациенты через приложение могут записаться к нужному специалисту, проконсультироваться с врачом, заказать лабораторные услуги и многое другое.

Сервис постоянно развивается. Сейчас число подключенных к платформе врачей достигло 850, также для пациентов создан маркетплейс и разделы с советами по здоровью. В результате в 2021 году SmartMed скачали более миллиона раз. Владимир Евтушенков планирует и дальше инвестировать в новые технологии.

Востребованные приложения есть и у других клиник. Например, телемедицинская компания «Доктор рядом» совместно с госкорпорацией ВЭБ.РФ предоставляет более 2 тыс. консультаций в сутки. В компании отмечают, что потребности пациентов меняются. Если раньше большинство запросов касались врачей общей практики, то в последнее время увеличивается число консультаций с узкими специалистами.

Спрос на телемедицинские услуги будет увеличиваться, уверены эксперты. Объем рынка в денежном выражении к 2025 году может достигнуть 96 млрд рублей. Для сравнения: в 2019-м он составлял 1,5 млрд рублей.