Убивает не только коронавирус
Как сообщили NewsNN в «Нижегородстате», по итогам прошлого года коронавирус стал далеко не самой распространенной причиной смерти в регионе. В общей статистике COVID-19 находится лишь на третьем месте. Чаще всего в 2020 году нижегородцы умирали от болезней системы кровообращения (27 304 случая) и новообразований (6165).
От коронавируса за год скончались 5807 граждан, от болезней нервной системы — 3784, органов пищеварения — 3134, внешних причин — 2883, заболеваний эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ — 1427, органов дыхания — 1184, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней — 397. А данные за 2021-й опубликуют только в следующем году.
Получается, что за 2018–2020 годы выросла смертность от болезней системы кровообращения, эндокринной системы, органов дыхания и пищеварения. Однако в скольких случаях коронавирус был сопутствующим заболеванием, в «Нижегородстате» ответить NewsNN не смогли.
При этом в пресс-службе «Росстата» сообщили NewsNN, что в сентябре текущего года COVID-19, как основная причина смерти, зафиксирован у 893 нижегородцев, еще в 12 летальных случаях коронавирус возможно не идентифицирован.
«К сопутствующим причинам относятся третья и четвертая группы. В третьей группе, когда COVID-19 не являлся основной причиной смерти, но оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений заболевания — 3 человека. В четвертой, когда COVID-19 не являлся основной причиной смерти, и не оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений заболевания — 28 человек», — отметили в «Росстате».
Смертельные «побочки»
То, что COVID-19 вызывает осложнения, уже не для кого не секрет. Их выявляют у каждого десятого пациента. Переболевшие могут испытывать проблемы с сердцем, легкими, почками, сосудами, печенью, мозгом, зрением, нервной системой. Наверное, каждый слышал историю от знакомых — «переболел, а потом прихватило сердце или отказали почки».
Главный внештатный кардиолог министерства здравоохранения Нижегородской области Елена Тимощенко подтвердила NewsNN, что коронавирус способствует появлению острого нарушения мозгового кровообращения и разных вариантов ишемического инсульта. «Однако в целом его вероятность при остром коронавирусе не очень велика. Профилактика COVID-зависимого ишемического инсульта основывается на применении антикоагулянтов», — отметила она.
При этом мировая и общероссийская статистика показывает, что количество крупных инфарктов почти не изменилось, а мелкоочаговых — вообще снизилось на 20-30%. И тут на поверхность выходит другая проблема — показатель упал, так как больные стали реже обращаться ко врачам.
«Мелкоочаговые инфаркты миокарда в прогностическом плане тоже очень серьезны, а иногда даже более тяжелы, чем крупные. Задача кардиологов — не потерять таких пациентов из поля зрения и своевременно взять на лечение, в том числе интервенционное — с применением коронарографии и стентирования», — подчеркнула Тимощенко.
Вместе с тем накануне пандемии в России активно говорили об эпидемии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). В феврале прошлого года известный журналист Юрий Дудь выпустил соответствующий фильм, после чего нижегородцы стали массово проверяться на ВИЧ. Буквально через месяц все переключились на коронавирус, хотя старый недруг никуда не исчез.
Как рассказала врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Елена Орлова-Морозова в интервью «Спид.Центру», пандемия сократила охват тестированием на ВИЧ-инфекцию. Только в первый локдаун показатель снизился на четверть. Получается, что многие россияне не подозревают о своем статусе, и для них коронавирус становится смертельно опасным.
Однако в ГБУЗ НО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» сообщили NewsNN, что коронавирус никак не повлиял на смертность от СПИДа (это финальная стадия заболевания ВИЧ).
«На развитие до этой стадии влияют не другие заболевания, а отсутствие лечения ВИЧ-инфекции. Если человек пропускает прием лекарств, или вообще отказывается от лечения, отрицает существование ВИЧ, то с течением времени его заболевание неизбежно переходит на стадию СПИДа», — считают специалисты.
В настоящий момент на учете в нижегородском СПИД-центре состоят 16 108 человек. Из которых 1202 узнали о своем статусе только в этом году. Для сравнения в 2020 году выявили 1455 ВИЧ-носителей. Тогда тестирование на вирус прошли 24% населения региона.
«Если пандемия и оказала какое-то влияние на помощь ВИЧ-инфицированным, то это коснулось только изменения способа получения лекарственных препаратов. В период самоизоляции сотрудники Центра по борьбе со СПИД доставляли их на дом», — добавили в медучреждении.
Доступность медицины под вопросом
Из-за пандемии медицинская помощь стала менее доступна. Речь даже не о том, что «скорые» и терапевты все чаще уделяют внимание зараженным коронавирусом (хотя и это имеет место быть). Куда большую проблему представляет то, что многие больницы отданы под COVID-госпитали, а оставшиеся медучреждения то и дело закрывают на карантин из-за возникающих вспышек. Например, по последним данным, ограничения действуют в шести больницах региона.
Главный внештатный кардиолог нижегородского минздрава рассказала, что доступность медицины действительно уменьшилась для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. «Это касалось и госпитализации для плановых вмешательств, и просто возможности обратиться в поликлинику. Из-за высокого уровня заболеваемости больные практически не посещали врача и не проходили диспансеризацию из-за страха заразиться», — отметила она.
Кроме того, во время карантинных мероприятий пожилым людям предписали оставаться дома. Но из-за ограниченной физической активности и увеличения массы тела могли проявиться ранее скрытые сосудистые заболевания. «Суммарно все это значимо актуализировало проблемы сердечно-сосудистой патологии», — подчеркнула Тимощенко.
При этом депутат Заксобрания, главный врач нижегородского СПИД-центра Соломон Апоян заявил в разговоре с NewsNN, что пандемия не внесла корректировки в их деятельность. «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями работает в штатном режиме и принимает пациентов. Пандемия никак не влияет на нашу работу», — сообщил он.
Но так повезло не всем. В обычных поликлиниках творится настоящий коллапс. Причина тому — повышенная занятость врачей, а также вспышки ОРВИ и коронавируса среди персонала. Например, на днях с такой проблемой столкнулись в поликлинике № 37 на Автозаводе. В регистратуре сидел только один человек, из-за чего очередь растянулась даже на лестнице. Также нижегородцы жалуются, что до поликлиник элементарно невозможно дозвониться.
Таким образом, пандемия оказала серьезное влияние на всю систему здравоохранения. Люди не только страдают от жутких последствий перенесенного COVID-19, но и не могут в обычном порядке получить медицинскую помощь. Ограничения в виде самоизоляции уберегают нижегородцев от коронавируса, однако могут способствовать развитию совсем других болезней.