Нижегородская училка — об ошибках Путина, помощи Барановской и споре с Галкиным

12 ноября 2021, 11:16
Нижегородский преподаватель Татьяна Гартман прославилась несколько лет назад благодаря своему блогу «Училка vs ТВ», в котором и сейчас она разбирает речь телеведущих. В интервью NewsNN Гартман рассказала о популярных ошибках журналистов и президента, реакции на ее замечания и о том, кто обращается к ней за помощью.

— Татьяна, как находите материал для разбора на своем YouTube-канале? Приходится просматривать десятки ТВ-шоу или помогают подписчики?

— Конечно же, днями и ночами я не отсматриваю программы и блоги. Частично помогают подписчики и мои дети, частично нахожу материал сама. Например, на прошлой неделе я посмотрела «Что? Где? Когда?». Ведущий программы сказал: «туфлЯ». Вот и новый материал для разбора. Хотя накопленного материала хватило бы на год вперед. Ведущие настолько часто ошибаются, что не приходится часами сидеть перед телевизором.

— Какие ошибки вас больше всего раздражают?

— С тех пор, как я начала вести блог, меня никакие ошибки не раздражают. Я отношусь к ним спокойно и с юмором. Все ошибки делю на уровни. Условно, к ошибкам первого уровня можно отнести: «коЛидор», «пОртфель» — их допускают люди совсем необразованные. Они, может быть, живут в сельской местности, мало куда выезжают и больше общаются с помощью диалектов. Красивой русской речью их слова не назовешь.

Есть ошибки последнего уровня — «пОслушник», «предвосхитИть». Эти слова все вокруг говорят иначе. Поэтому за такие ошибки я тоже не могу ругать.

— Самая распространенная ошибка нижегородских журналистов?

— Пожалуй, самая распространенная ошибка журналистов — это одеть/надеть. Надевают все, что не нужно. В топ ошибок также входит закончить/окончить по отношению к учебным заведениям. Правильно будет «окончить». А у нас сплошь и рядом заканчивают школу и университет. Замыкает тройку лидеров слово «бАловаться». Правильно будет «баловАться». Эти три ошибки ушли далеко вперед и встречаются чаще всего.

— А сами вы никогда не делаете ошибок?

— Я делаю ошибки, когда что-то не знаю, например, редкие слова или их формы. Бывает, что в потоке речи меня унесло или резко перескочила с одной мысли на другую, тогда предложение получается несогласованным. Но в целом я считаю себя грамотным человеком, и ошибки допускаю редко.

— Как известные телеведущие и блогеры реагируют на ваши разборы? Кто прислушался? А кто захейтил?

— Телеведущие реагируют на разборы хорошо. Они это доказывают, приглашая к себе на программу. Например, если бы я смертельно обидела Ивана Урганта, то вряд ли бы он меня позвал на «Вечерний Ургант».

В Instagram со мной в дискуссию вступал Максим Галкин. Под одним из постов он написал, что не согласен с моей точкой зрения. Но после объяснения — согласился. Стоит сказать, что Галкин трепетно относится к языку и старается повышать свой уровень грамотности. А недавно о русском языке удалось пообщаться с Сергеем Буруновым. Кроме того, Юрий Дудь написал позитивный пост в мой адрес, где благодарил и пообещал исправиться.

Не очень хорошо ко мне отнеслись некоторые блогеры, скажем честно, не высшего эшелона. Я отметила, что у блогеров-ютуберов токсичное сообщество, которое трепетно относятся к своей тусовке и болезненно реагирует на слова. Например, Юрий Хованский [Росфинмониторинг включил Хованского в перечень организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму] сильно обиделся, но это было так по-детски, что меня растрогало. Он всем говорил: «Вот, училка назвала меня двоечником, а я школу с серебряной медалью окончил». Негативно в мой адрес высказался и Николай Соболев, а Евгений Понасенков кидал страйки на YouTube (предупреждение о нарушении правил).

— Зарабатываете ли вы деньги на разборах и блогах?

— За три года реклама вышла раз пять. При этом у меня не блог-миллионник, соответственно, и цена невысокая. Но прежде чем отрекламировать что-то, я должна это попробовать. Мне приходится многим отказываться, потому что не понимаю, что мне предлагают рекламировать, а разбираться порой просто некогда.

А с YouTube раз в несколько месяцев получаю 100 долларов. Нельзя сказать, что я на блоге зарабатываю.

— Обращались ли к вам известные люди, чтобы вы помогли им с русским языком?

— Нанять в качестве педагога не пытались, чаще обращаются за советом — какие словари прочитать, как улучшить речь, на что обратить внимание. Про словари меня спрашивала телеведущая Юлия Барановская. Юрий Дудь говорил, что следует моим рекомендациям. Блогер Стас Васильев спрашивал, как улучшить свою речь. Очень часто такие вопросы задают и обычные люди. Сложно вспомнить всех. Но точно знаю — Иван Ургант не интересовался.

— Планируете ли вы делать разборы ошибок чиновников?

— Иногда и такое попадает в мой блог. В речи чиновников, безусловно, есть проблемы. Но так я к ним отношусь более снисходительно и не особо слушаю их выступления, они реже попадают под горячую руку.

— Какие ошибки замечали в речи президента России Владимира Путина?

— Совсем недавно использовала ошибку президента, которую допускают почти все. Речь идет о глаголе «разниться». Правильно сказать: «цены рАзнятся». Кроме того, президент неправильно склоняет слово «возраст». Но в целом, у Владимира Путина ошибок немного. Он — грамотный человек. Если сравнить речь президента десятилетней давности и сейчас, то есть значительные изменения в лучшую сторону.

— Какие ошибки допускают нижегородские чиновники?

— Честно признаюсь, что не слежу за речью нижегородских чиновников. Когда смотрю новости, то там чаще короткие выступления — в них губернатор не успевает сделать ошибки.

— Много споров возникает о написании «Нижне-Волжская набережная». Как все-таки правильно — слитно или через дефис?

— Имена собственные — тема сложная. Я сталкивалась чаще всего с написанием через дефис, но в последнее время — пишут слитно. Проверить можно только в изначальном документе, где зафиксировано название улицы. Причем даже таблички с названием улицы могут противоречить друг другу.

— Фамилию министра здравоохранения Нижегородской области Давида Мелика-Гусейнова тоже склоняют по-разному — кто-то пишет Мелика-Гусейнова, а кто-то Мелик-Гусейнова. Как правильно?

— В этом случае есть общее правило — в двойных фамилиях склоняются обе части. Правильно будет сказать «Мелика-Гусейнова». Но многие настаивают на том, что некоторые мужские фамилии не склоняются. Вполне вероятно, что есть традиция, по которой в его семье не склоняют первую часть.

#Эксклюзив #Ксения Кобалия #Интервью
Подпишитесь