Сейчас коммерческая недвижимость выставляется на продажу по вполне объективным причинам, считает глава комитета по торговой недвижимости российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс. «Например, торговые центры не справляются с финансовой нагрузкой. Магазины закрываются [из-за антиковидных ограничений] и не могут платить за аренду. Из-за этого сами ТЦ не досчитываются той выручки, на которую они рассчитывали», — отметила она в разговоре с NewsNN.
Бывает и так, что из-за кредитной нагрузки коммерческая недвижимость отходит банку. И тот уже выставляет ее на продажу. «В большей степени это касается крупных активов. В меньшей степени — небольших помещений. Сейчас ситуация со Street Retail примерно такая же, как и всегда. К тому же, инвесторы обратили внимание на небольшие активы из-за роста инфляции. Они сейчас ликвидны», — подчеркнула эксперт.
Однако с крупной недвижимостью — торговыми центрами и гостиницами — дела обстоят несколько хуже. Найти инвестора сложно в силу высокой стоимости. «Так или иначе, когда ТЦ или отели являются залоговыми активами банка, то их продают с торгов. Если интереса нет, то шаг торгов уменьшается. Так, например, ТЦ „Шоколад“ продали по такой цене, за которую построить новый торговый центр невозможно», — сообщила Гресс.
NewsNN изучил предложения о продаже коммерческой недвижимости на сайтах бесплатных объявлений. Одним из самых дорогостоящих объектов оказалось трехуровневое здание бывшего клуба площадью 2300 кв. м по адресу улице Минина, 10б. Его главным преимуществом, конечно, является месторасположение — до нижегородского кремля подать рукой. Из-за этого и соответствующая цена — 450 млн рублей.
Корреспондент NewsNN связался с автором объявления, чтобы узнать, повлияло ли на решение о продаже пандемия коронавируса. Однако тот отказался говорить на эту тему. «Я даже никаких намеков не дам. На нас все влияет. Сфера недвижимости безусловно завязана на обычной социальной жизни. Но я сейчас говорю про другие объекты», — сказал продавец.
Также инвесторам предлагают купить отель «Никола Хаус», который находится на улице Пожарского. Цена вопроса — 200 млн рублей. За эту сумму покупатель получит трехэтажное кирпичное здание с мансардой и подвалом для технических служб, а также 846 кв. м земельного участка. В отеле есть 31 номер, ресторан, закрытая парковка и конференц-зал. Всего 1584 кв. м.
Отель выставили на продажу еще осенью прошлого года, во вторую волну коронавируса. Однако до сих пор покупатели не нашлись. Скорее всего, инвесторы опасаются приобретать такую недвижимость в столь нестабильное для туризма время. «Спрос есть. Но нечасто у нас за такие деньги покупают недвижимость», — рассказал NewsNN автор объявления.
Другое интересное предложение — одно из зданий «Гордеевского универмага», который находится около Московского вокзала. 7055 кв. м. торговой площади продается за 250 млн рублей. По словам продавца, предложение очень выгодное, место рентабельное. Хотя согласиться с ним сейчас сложно, так как все ТЦ оказались закрыты из-за коронавируса. К слову, продается здание из-за кредитных долгов владельца.
В другом торговом центре «Март» на улице Аркадия Гайдара в Автозаводском районе продаются три торговые площади за 120 млн рублей. Их общая площадь составляет 2278 кв. м. «Нерентабельность ТЦ в любом случае есть в пандемию. Но в данном случае у собственников появились другие проекты, которые они хотят реализовать. Для этого нужно что-то продать», — сообщил NewsNN автор объявления.
Кроме того, на улице Большая Покровская продается помещение, где сейчас открыта «Столовая № 1». За 85 млн рублей инвесторам предлагают 280,2 кв. м на первом этаже и 141,5 кв. м цоколя. «Оборудовано под общепит. Энергомощность 100 кВт. Высокий пешеходный трафик. Рядом трамвайная остановка „Большая Покровская“. Есть арендатор», — гласит описание.
При этом у помещения есть арендатор, «Столовая № 1», и она не собирается закрываться, несмотря на явные финансовые проблемы. Предложение о продаже появилось из-за надобности владельца в финансах, отметила автор объявления в разговоре с NewsNN.
Также в Нижнем Новгороде не первый год продаются два кинотеатра — «Октябрь» на Большой Покровской и «Россия» на проспекте Ленина. Стоимость каждого по 250 млн рублей. В допандемийное время найти покупателей оказалось очень сложно, а о том, насколько эти объекты востребованы сейчас, и говорить не приходится. Тот факт, что в кинотеатры можно попасть только с QR-кодами, сильно влияет на уровень их востребованности.
Когда ситуация на рынке коммерческой недвижимости стабилизируется — вопрос открытый. Это зависит от многих факторов, в том числе от платежеспособности населения, считает Гресс. «Люди тратят деньги в ТЦ, выступают арендаторами в бизнес-центрах, заселяются в отели в путешествиях и пр. Если доходы населения будут снижаться, то в краткосрочном периоде это негативно отразится на рынке. Все зависит от того, как долго продлится эта ситуация», — заключила эксперт.