«Вроде работаем, а вроде закрыты»
С конца марта по август прошлого года фитнес-клубы пережили тотальное закрытие. Убытки были страшные. Поэтому открытие, пусть даже и со многими ограничениями, спортивная индустрия встретила с воодушевлением. Казалось, жизнь налаживается, но четвертая волна коронавируса опять внесла свои коррективы.
С 6 октября в нижегородские фитнес-клубы можно попасть только с QR-кодом. Он выдается лишь переболевшим коронавирусом или вакцинированным. Эта мера оказалась очередным тяжелым ударом по спортивной индустрии, рассказала NewsNN генеральный директор нижегородской фитнес группы (сети фитнес-клубов «ФизКульт» и World Class) Елена Фадеева.
По ее данным, посещаемость спортивных залов снизилась на 55% после введения QR-кодов. Только за октябрь компании лишатся примерно 45-50% выручки. «Если оценивать рынок фитнес-услуг города целиком, отрасль потеряет в октябре около 100 млн рублей», — отметила Фадеева.
Президент Федерации функционального многоборья (ФФМ) Нижегородской области, управляющий спортивного клуба KOYOT Екатерина Ускимбаева сообщила NewsNN, что новые ограничения сильно повлияли на работу фитнес-клубов. «Клиенты не продляют абонементы по причине отсутствия у них QR-кода, нет новых продаж», — заявила она.
Ускимбаева добавила, что о развитии фитнес-индустрии в пандемию не может быть и речи. «В хороших условиях мы бы планировали бюджет на ремонт, апгрейд оборудования. А в пандемию мы словно без завтрашнего дня. Не знаем, что с нами будет. Вдруг мы вложим деньги в ремонт, спланируем выезд на международные соревнования, а правительство введет локдаун. Тогда наши затраты, действительно, приведут нас в убыток», — отметила президент нижегородской ФФМ.
По ее словам, небольшим фитнес-клубам пришлось сократить число рабочих дней и самих секций. «Мы вроде работаем, а вроде закрыты. Очень помогает субсидия для предпринимателей из пострадавших отраслей, мы смогли получить субсидиарные выплаты и за счет этих средств погасили задолженности по коммунальным платежам и зарплате», — подчеркнула Ускимбаева.
Вместе с этим Национальное фитнес-сообщество уже обратилось к главам 10 регионов, в том числе Нижегородской области, с просьбой отменить QR-коды для допуска на спортивные объекты. Фитнес-центры столкнулись с тем, что клиенты требуют вернуть им деньги за абонементы, а посещаемость упала на 70-90%. «Ряд фитнес-клубов находится в режиме „выживания“ и близок к банкротству», — говорится в обращении.
Себестоимость бьюти-процедур растет
В прошлом году салоны красоты не работали четыре месяца. К счастью, после открытия на них несильно давили ограничениями, поэтому сфера практически восстановилась. Пока власти не требуют от клиентов бьюти-индустрии QR-коды, однако опасения, что скоро меры ужесточат, у представителей бизнеса уже есть.
«В таком случае есть риск, что невакцинированные клиенты отсеются. Это повлияет на нашу запись. Многие клиенты отрицательно относятся к вакцинации и соответственно получению QR-кодов. На салоне это скажется не очень хорошо, конечно», — рассказала NewsNN руководитель нижегородской студии маникюра «Перышки» Татьяна Ростовская.
Вместе с тем введение QR-кодов обернется для бьюти-индустрии дополнительными расходами. «Предполагаю, что придется приобретать считыватели, вести дополнительную отчетность, связанную с ними. В любом случае это дополнительные организационные неудобства», — подчеркнула специалист.
Конечно, индустрия красоты страдает от последствий пандемии и без новых ограничений. Многие мастера, например, маникюра, всегда использовали индивидуальные средства защиты. Но из-за коронавируса цены на них резко поднялись. «У нас выросла себестоимость процедуры. В три раза подорожали маски, дезинфекторы. Цены на маски взлетели нереально», — добавила Ростовская.
Убытки маячат на горизонте
В начале пандемии нижегородским заведениям общепита также пришлось нелегко. Несколько месяцев они могли работать только на вынос. Позднее кафе и рестораны открылись с рядом ограничений. Заполняемость залов должна быть не более 50% от общего числа мест, между столами нужна дистанция в 1,5 метра. А недавно заведениям вновь запретили работать с 0:00 до 6:00. Однако о введении QR-кодов речи пока нет.
Как сообщил NewsNN управляющий и шеф-повар кафе «Маджонг» Олег Петров, пандемия внесла серьезную лепту в работу заведений общепита. «Гости стали более внимательны и избирательны. Особенно влияет ограничение по заполняемости зала. Мы вынуждены отказывать гостям, дабы соблюдать требования и нормы», — отметил он.
Петров также опасается, что в заведениях общепита все-таки введут QR-коды. «Это повлияет на экономику. В нашем обществе есть много антипрививочников, мы будем вынуждены ограничить эту часть гостей и, соответственно, будем терять прибыль. Она примерно сократится на 25% (останутся доставка и самовывоз)», — подчеркнул управляющий кафе.
Однако, как показал летний опыт в Москве, убытки могут быть гораздо выше. Три недели этим летом столичные кафе могли посетить только граждане, прошедшие вакцинацию, имеющие отрицательные ПЦР-тесты или переболевшие коронавирусом за последние полгода. Но меру довольно быстро отменили, так как индустрия начала задыхаться.
Такой исход предрекал глава Федерации рестораторов и отельеров в Нижнем Новгороде Александр Котюсов. В разговоре с NewsNN он отмечал, что из-за этих ограничений выручки упадут в пять раз, а существовать при такой экономике невозможно. «Если такая же история случится в Нижнем Новгороде, это будет означать полное закрытие всех ресторанов. Мы не сможем работать», — говорил Котюсов.
Таким образом, сфера услуг выживает в Нижегородской области как может. Причем на днях стало известно, что меры борьбы с COVID-19 в Нижегородской области могут быть ужесточены. Власти намерены сделать места скопления людей еще более безопасными. Отразится ли это на фитнес-клубах, ресторанах и салонах красоты — покажет время.