Проблемы и тенденции: какой вклад вносят нижегородцы в рынок бытовой химии

13 октября 2021, 13:41
Рынок бытовой техники стремительно растет даже в пандемию — ведь средства для мытья посуды, порошки и отбеливатели нужны в каждом доме. Только за 2020 год в России произвели почти 4 млн тонн бытовой химии. NewsNN выяснил, вносят ли нижегородцские производители вклад в развитие отрасли и какие проблемы она скрывает.

Нижегородцы работают на экспорт

В Нижегородской области есть несколько производителей бытовой химии. Некоторые из них поставляют товар в разные страны. Как сообщили NewsNN в министерстве промышленности и торговли региона, за январь–август 2021 года экспорт бытовой химии составил 56,23 млн долларов. Это на 10,54% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Всего поставки данной товарной группы были осуществлены в 44 страны. Основными импортерами продукции бытовой химии являются Беларусь (38,20 млн долларов), Казахстан (3,82 млн долларов), Турция (2,21 млн долларов), Германия (1,76 млн долларов), Китай (1,19 млн долларов), Италия (1,04 млн долларов) и Украина (0,90 млн долларов)», — рассказали в министерстве.

Основными экспортерами являются компании ООО «Синергетик» и ООО «Капелла». Последнее, в основном, занимается производством красок для волос, работает в Нижнем Новгороде с 2004 года. Также фабрика оснащена оборудованием для выпуска шампуней, жидкого мыла, бальзама для волос, профессиональной продукции для парикмахерских. На предприятии работают около 100 сотрудников.

«Синергетик» же производит мыло, моющие, чистящие и полирующие средства для посуды, плиты, сантехники, стекол, полов и пр. Бренд создали в 2011 году, тогда его линейка состояла из 12 позиций. Сейчас — уже 70. Продукция компании продается более чем в 100 городах России. Производитель утверждает, что его товары полностью экологичные и созданы на основе растительных биоразлагаемых компонентов.

Также в Дзержинске работает ООО «Фабрика бытовой химии». Его ассортимент включает в себя более 100 наименований: стиральные порошки, гели, кремы-бальзамы, отбеливатели, чистящие средства от засоров и пр. «С 2019 года предприятие работает по системе менеджмента качества ISO. Численность сотрудников составляет 85 человек», — отметили в минпромторге региона.

Кроме того, в Нижегородской области хорошо представлен рынок сбыта. Активно продается продукция питерской компании «Pro-Brite», которая производит профессиональную химию для промышленной и бытовой среды. Самыми популярными товарами являются средства для чистки кухонных плит, стекол и универсальное моющее средство.

Российский рынок

Объем рынка бытовой химии в России за прошлый год оценивается в 300 млрд рублей. 23,8% продаж приходится на чистящие средства для кухни, сантехники, стекол и полов, 23% — средства для стирки (порошки, отбеливатели, кондиционеры, пятновыводители), 21,3% — средства для мытья посуды. Оставшиеся 30% занимают прочие виды бытовой химии (средства для обуви, репелленты, дезинфекторы, освежители воздуха, ароматизаторы).

Большинство товаров производится внутри страны. Половина продаж приходится на четыре компании, которые являются российскими дочками транснациональных гигантов. Например, в 2004 году британская компания Reckitt Benckiser открыла свой завод в подмосковном Клину. Сейчас на нем работают 275 человек. Они выпускают пятновыводители, средства для посудомоечных машин, смягчители воды, которые пользуются огромным спросом в России.

По словам директора по корпоративным коммуникациям в России и СНГ Reckitt Benckiser Игоря Наймушина, за последнее время на 27,5% выросла востребованность в средствах для мойки посуды и посудомоечных машин, на 16% — для прочистки труб, на 10% — в дезинфекторах. Также россияне стали больше уделять внимание ароматам для дома. «Мы запустили в прошлом году средство для чистки туалетов — в мире это бренд № 1. И мы также запустили линейку средств для стирки. Мы инвестируем огромные средства», — рассказал Наймушин.

Другой предприниматель Дмитрий Никитин из Санкт-Петербурга основал компанию «ЕвроТек» в 2012 году. Первые шесть лет бизнес не приносил доходов, но спустя время он нашел свою нишу — эконом-сегмент. Сейчас самым популярным товаром компании является соль для посудомоечных машин в двухкилограммовой упаковке. За прошлый год удалось продать 10 млн пачек.

Товар в супермаркете стоит где-то 80 рублей. Как формируется цена? Сырье обходится в 20 рублей, упаковка — 8 рублей, аренда склада и коммунальные платежи — 8 рублей, зарплата персонала — 1,5 рубля, налоги — 2,5 рубля, транспортные расходы — 5 рублей. Так, прибыль с одной пачки составляет 6 рублей. Опускная цена с завода равна 51 рублю, все остальное накручивают магазины.

Зачастую торговые сети требуют организовывать промоакции, так как покупатели чутко реагируют на фактор цены. У некоторых даже есть зависимость от скидок. «Люди выискивают товар по максимально возможной скидке, хотят купить его в акцию. Если ее нету, то покупается другой товар. Уход от любимого бренда на какой-то другой бренд», — отметил Никитин.

Проблемы отрасли

В пандемию в России запустили около 70 программ поддержки бизнеса, конечно, они затронули и химическую промышленность. Условия, созданные для инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов, оказались достаточно хорошими, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев. «Но, конечно же, надо заниматься вопросом и налогового бремени и вопросами, связанными с локализацией производства», — говорит он.

За последние годы в России появилось много общемировых брендов. Целый ряд из них производятся у нас в стране. «Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС. Производства рассчитаны не только на российский рынок, но они распространяют свое влияние на рынки Киргизии, Белоруссии, Казахстана и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество», — заявил Фатеев.

Но не все так радужно. Пока в силу не вступил технический регламент на бытовую химию, который рассчитан для всего ЕвраАзЭС. Комиссия союза постоянно откладывает этот вопрос и вносит в документ новые правки. Из-за этого регламент не могут принять уже 10 лет. Так, правила для бизнеса разбросаны по разным нормативным актам. К сожалению, ни в одном из них не сказано, что такое безопасное и качественное средство.

#Видео #Эксклюзив #Мария Грехова #Аналитика
Подпишитесь