«Ешь, что дали»: нижегородцы недовольны школьным питанием

«Ешь, что дали»: нижегородцы недовольны школьным питанием

30 сентября 2021, 15:28
В последнее время жалоб на качество питания в школах Нижнего Новгорода меньше не становится. При этом иногда игнорирование элементарных санитарных норм выливается в массовые отравления. Почему родители жалуются на школьное питание, а дети порой оставляют еду из столовой нетронутой, выяснил NewsNN.

Сколько это будет продолжаться?

В октябре 2019 года Нижний Новгород взбудоражила новость о массовом отравлении детей школы № 47 Советского района. Причиной инцидента стала выявленная дизентерия у одного из сотрудников пищеблока. Единичный ли это случай? Нет. Всего в 2019-2020 было зафиксировано три массовых отравления школьников, связанных с ротовирусом, норовирусом и дизентерией. Учебный год 2021-2022 тоже начался с массового отравления — учеников гимназии № 13. По результатам лабораторных исследований причиной стал норовирус.

Как сообщает Роспотребнадзор, относительно спокойным был прошлый учебный год. Тогда не было зафиксировано вспышек отравления детей в школьных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода. При этом в ведомство от родителей все же поступило пять жалоб. По факту проверок подтвердилась только одна — о том, что блюда в столовой подавались холодными.

Жалобы, которые поступают в Роспотребнадзор, требуют серьезных проверок. Так, выездные мероприятия проводятся при согласовании с прокуратурой. Нетрудно представить, что это большой переполох в учебном заведении. Закономерно возникает вопрос: почему так мало жалоб? Все просто: родители пишут гневные сообщения в социальных сетях.

1MI

Ешь, что дали, и не жалуйся

С 1 сентября 2021 года запущена новая система школьного питания. На смену единому центру муниципального заказа (ЕЦМЗ) пришло муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция по организации питания» (МБУ), учрежденное администрацией Нижнего Новгорода.

Мэрия рапортует: «Качество питания в общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода отвечает всем стандартам, установленным санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения».

Но при этом в Instagram под постами чиновников то и дело появляются жалобы на питание в школах. Так, нижегородка по имени Ирина пишет: «В школе № 69 детей кормят какими-то помоями, а потом мужчины выносят полные сумищи еды, которая предназначалась нашим детям». Ее слова подтверждает девушка под ником elena_prox: «Это точно. У детей после завтраков животы болят. Директор прикрывает кухню, кухня платит директору натурпродуктами».

Далее Елена комментирует питание в школе № 18: «Еда всегда холодная, дети не могут определить, что за каша в тарелках. Рис недоварен. Йогурты бывают просроченные. Заявленное меню не соответствует действительности».

Дети отказываются завтракать в школе по разным причинам, но чаще — из-за того, что приготовленная еда невкусная. Еще одна родительница под ником Ega170288 пишет: «У меня ребенок принципиально в школе не ест, говорит невкусно. Однажды пошел попросить соли (суп пресный), ему ответили — ешь то, что дали».

А в одной из школ заметили пакеты вместо перчаток у поваров. Erofeeva_sveta777 высказалась о школе № 102: «Мой ребенок 10 дней отходил в столовую и категорически отказался есть. Несъедобно. Рассказывает, что повар рукой в пакете еду накладывает».

Жалобы поступают на школы из разных районов города. Так _maria_yastrebova просит проверить школу № 117. Ребенок Марии говорит, что еда постоянно холодная и несъедобная, а также выглядит как будто повара «стошнило в тарелки».

1MI

Питание в цифрах

Перед каждой школой стоит задача — обеспечить горячим питанием 100% школьников. Недавно региональное министерство образования провело опрос, в котором приняло участие 65 326 родителей. Согласно результатам, 72,8% респондентов отметили, что их детям нравится питаться в школьной столовой, а 27,2% — не удовлетворены качеством и сервисом. Кроме того, 69,5% родителей довольны школьным меню. А оставшиеся 30,5% — выступают за изменение списка блюд, предлагаемых на завтрак и обед в нижегородских школах. При этом 14% школьников вовсе отказались от питания в школьной столовой.

Своим мнением по этому поводу на условиях анонимности поделился учитель начальных классов из «топового» нижегородского лицея. «Из 25 человек в классе официально от питания отказались двое. И это не связано с тем, как готовят в нашем лицее, все завязано на пищевой аллергии ребят. Но вот еще четыре ребенка постоянно уносят целые тарелки. Я не скажу, что готовят у нас невкусно. Отнюдь, почти домашняя еда. А вот отказываются кушать из-за того, что дома их кормят наггетсами, пельменями, карбонарой, салатом „Цезарь“ и подобными блюдами. Конечно же, привыкшие к „ресторанной“ еде дети с презрением смотрят в школьные тарелки. Я считаю, что родители избаловали детей», — сказала собеседница NewsNN.

Недовольство питанием — это не блажь родителей. Пока начальная школа питается за счет государства, жалоб поступает меньше. А вот начиная с 5 класса, оплата за школьную еду ложится на плечи родителей. И цены здесь приличные. Так, стоимость завтрака составляет 66 рублей, обеда — 80 рублей, полдника — 30 рублей.

Конечно же, родители не намерены платить за еду, которая идет в помойку целыми порциями. Поэтому родительская общественность требует контроля за школьным питанием, меню и соблюдением всех норм.

На помощь приходят «отцы»

К сожалению, в школах часто возникают нарушения в организации питания: порции весят меньше, чем должны, баланс питательных веществ в еде не соблюдается, на столах у детей пища появляется холодной. В таком процессе очень важен родительский мониторинг, который призван выявить нарушения и обеспечить правильную организацию питания детей в школах.

Мониторинг взяли под контроль участники общественного движения «Совет отцов». Они приезжают в школы и детские сады с проверками, чтобы лично увидеть, чем кормят детей. «Отцам» удалось изменить меню в школьных столовых и наладить регулярный контроль за качеством школьного питания.

Председатель нижегородского «Совета отцов» Александр Заремба рассказал NewsNN о своей деятельности: «Мы осуществляем проверки питания не только в школах, но и детских садах. Есть мероприятия плановые, но если поступают жалобы, то можем приехать без предупреждения. Но наша деятельность не ограничивается проверками. По инициативе „Совета отцов“ школьное меню было пересмотрено — оно стало циклическим и рассчитано на 14 дней. Мы ежеквартально проверяем склады комбинатов питания, чтобы узнать, как хранятся продукты и избежать просрочки. В настоящее время ведутся работы над формированием ассортимента буфетной продукции».

«Совет отцов» работает совместно с представителями Роспотребнадзора и городской администрацией, а также комбинатами питания. Поступающие жалобы оперативно обрабатываются в специально созданных чатах. Совет следит за тем, чтобы все претензии были проверены, а нарушения, если они есть, устранены.

Возьмите на заметку

Не молчите о проблеме, но и не спешите кричать об ужасном питании в интернете. Для урегулирования вопроса качества еды в первую очередь стоит обратиться к администрации образовательного учреждения и родительскому комитету контроля (они должны быть в каждой школе). Родительский контроль поможет донести жалобы до ответственных. Если схема родитель-администрация-родительский контроль не работает, следует сообщать в Роспотребнадзор.

1MI

#Дарья Вознесенская #Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь