Домашнее насилие

Бьет — значит любит? Как вычислить домашнего тирана и спастись от него

21 сентября 2021, 15:17
За первое полугодие 2021-го в правоохранительные органы поступило около 15 тысяч обращений о случаях домашнего насилия. Зачастую жертвами становились именно женщины. О том, что движет домашними тиранами и где искать помощи, выяснил NewsNN.

Татьяна Бугрова (имя и фамилия изменены по просьбе героя, — прим. ред.) стала жертвой домашнего насилия. Сейчас женщина уже разведена, но бывший муж до сих пор не может оставить ее в покое.

«Я рано вышла замуж, чтобы сбежать из семьи, в которой видела постоянное пьянство. Мужа искала, опираясь на главное требование, — чтобы не пил. Впоследствии оказалось, если не пьет — это еще не значит, что жить будем счастливо. Наша история любви развивалась стремительно: быстро съехались, поженились и завели ребенка. Ухаживал красиво, дарил цветы и подарки», — рассказала Татьяна.

Первые тревожные звоночки появились спустя полгода брака. Мужчина начал толкать и оскорблять беременную супругу. Перед Татьяной встал выбор — вернуться к пьющим родителям или остаться с мужем-тираном. Она выбрала второе. Однако супруг не оценил этого и издевательства участились. При этом мужчина начал ограничивать общение Татьяны с друзьями и родственниками, отбирал документы и телефон. Также ей было запрещено работать. Супруг настаивал на том, что она должна заниматься домашними делами и воспитывать детей, а не «ходить налево».

Татьяна стерпела и это. Постепенно синяки переросли в более обширные травмы, которые приходилось зашивать. «Я обращалась в органы полиции несколько раз. После обращений в полицию с мужем проводили беседы. Он возвращался домой еще агрессивнее, и абсолютно не боялся наказания. Да и сложно назвать беседу наказанием, а ничего серьезнее этого не применяли. В 2010 году я написала заявление о побоях, прошла экспертизу и медицинское освидетельствование, чтобы все зафиксировать, но дело не завели. Оказалось, что требуются свидетели, причем не члены семьи. А мы жили за городом в частном доме, ни справа, ни слева никого нет», — рассказывает Татьяна.

Под уголовное преследование супруг собеседницы все же попал. За причинение тяжкого вреда здоровью и угрозу убийством. Но не в отношении Татьяны. «На участок забрался мужчина, видимо хотел собрать металлолом. Муж избил его арматурой, переломав ему руки и ноги. Его осудили, но условно», — добавила она, отметив, что пострадавший стал инвалидом.

Позже Татьяна обратилась в женский кризисный центр, где ей оказали психологическую и юридическую помощь. «Я подала на развод, оформила документы на алименты. А также получила большую помощь от правозащитного проекта „Зона права“. Жалею, что не сделала это еще раньше, настолько было страшно. Мои дети выросли, смотря на домашнее насилие. Грустно об этом рассказывать, но моя старшая дочь выбрала себе такого же мужа и подвергалась домашнему унижению. После того как мужа посадили, ей удалось развестись и уйти», — рассказала собеседница.

После того, как Татьяна развелась с тираном, физическое насилие прекратилось. Однако из-за того, что экс-супруги вынуждены и дальше жить в одном доме, мужчина периодически вредит ей — то водой обольет, то шины у авто проколет, то вещи в унитаз кинет. «Ночью я просыпалась от того, что он стоит надо мной и мастурбирует», — поделилась женщина.

1MI

Что движет домашними тиранами?

Тирания в семье не появляется одномоментно. Психолог Нижегородского женского кризисного центра (НЖКЦ) Марина Бурмистрова назвала возможные причины жестокости — преемственность родительской модели поведения, не проработанная психологическая травма, копирование отношений родителей по отношению к обидчику.

Насилие в семье циклично. И начинается с нарастания напряжения у обидчика, затем переходит в отыгрывание на жертве и завершается «медовым месяцем», когда абьюзер уже сбросил напряжение, почувствовал легкость, он одаривает подарками и обещаниями пострадавшую женщину. Но «сладкие» обещания длятся до следующего цикла. Из-за этого этапа женщины снова и снова возвращаются к своему обидчику.

Бурмистрова говорит, что психологическое насилие — это серьезный вид насилия, хотя о нем не принято говорить. Домашние тираны используют различные способы против своих жертв. Первым в списке, по мнению психолога, является газлайтинг. Это когда один из партнеров пытается убедить другого, что он неправильно понял или подумал, был слишком чувствителен. Согласно мировой статистике, чаще всего мужчина домогается, обманывает и манипулирует женщиной. Женщина осознает, что что-то происходит, но не может «поймать его за руку».

Еще один вид насилия — это неглект или оставление женщины в опасности. Например, женщина больна и плохо себя чувствует, а мужчина отказывается вызвать скорую помощь, не обращает внимания на ее жалобы и даже заставляет ее не притворяться, а продолжать работать. Нередко встречается и финансовая зависимость или «давай ты не будешь работать, а я нас обеспечу». Женщина вынуждена просить деньги на основные нужды, такие как булавки, колготки или гигиенические прокладки.

Деспотичный партнер может также использовать репродуктивное насилие. Во время беременности и после родов женщина находится в измененном состоянии сознания, ей некогда думать о том, что с ней происходит. И она впадает в состояние зависимости.

По мнению психолога, от насилия, которое происходит рядом, люди стараются отворачиваться. Но с каждым годом число обращений растет, и дело не в том, что жертв стало больше. Дело обстоит проще — пострадавшие «выходят из тени своего страха» и готовы рассказать о проблемах. В большинстве случаев угнетенная женщина испытывает «животный» страх, который является тормозящим фактором. Но многие молчат еще и по той причине, что так жили их родные. Несмотря на устоявшееся негласное правило — сор из избы не выносить, ситуация сдвинулась в позитивном направлении.

Юрист Нижегородского женского кризисного центра Елена Благова отметила, что в последние годы тема домашнего насилия стала обсуждаться более открыто. Это произошло благодаря всевозможной рекламе и, в частности, откровениям звезд. Имея пример, женщины, страдающие от домашнего насилия, перестают быть затворницами.

«Каждый человек достоин быть любимым и уважаемым. Не подвергаться насилию, не страдать от побоев, главное показать пострадавшей от домашнего насилия женщине, что она не один на один со своей проблемой, а может получить помощь со стороны», — считает Благова.

По словам юриста, женщины обращаются за помощью, когда понимают, что проблема касается не только их, но и детей. Движущей силой выступает манипуляция детьми, их избиение и угроза жизни. Материнский инстинкт подталкивает женщину отстаивать свои права.

1MI

Что грозит домашнему тирану?

Почему домашние тираны остаются безнаказанными или в большинстве случаев отделываются небольшим штрафом? Ответ кроется в российском законодательстве. В настоящее время насилие в семье регулируется административным и уголовным законодательством. Последнее, кстати, применяется не очень часто.

«Домашнее насилие — это латентная тема. Страх за свою жизнь или жизнь ребенка подавляет желание обратиться в правоохранительные органы», — говорит Благова. Юридическая практика собеседницы показывает, что в случае легкого избиения тиран получит протокол об административном правонарушении и будет оштрафован. С этим штрафом он отправиться… домой. И остановится ли домашний насильник — большой вопрос. Кроме того, обязательства по уплате штрафа лягут на семейный бюджет. Получается, что женщина сама оплатит свое избиение.

Привлечь тирана к уголовному наказанию можно в случае получения тяжкого вреда или вреда средней степени тяжести, а также при повторном привлечении при наличии других административных правонарушений. Безусловно, законодательство нуждается в изменениях. В Госдуме уже задумались над этим. Но насколько быстро пойдет процесс ужесточения наказания за домашнее насилие — пока никто не скажет.

Как спастись от домашнего насилия?

На помощь жертвам домашнего насилия в Нижегородской области 18 лет назад пришел женский кризисный центр. Там жертвы получают помощь в борьбе с сексуальным, психологическим, физическим насилием и манипуляциями в отношении детей или животных. Специалисты оказывают бесплатную юридическую и психологическую помощь, а также в случае необходимости предоставляют убежище.

Для женщин, оказавшихся в зависимых отношениях, организовывают круглые столы и вовлекают в группы поддержки. Центр сотрудничает с органами опеки, полицией, министерствами образования и здравоохранения.

#Эксклюзив #Ксения Кобалия #Аналитика
Подпишитесь