Снизить скорость или умереть?
За восемь месяцев 2021 года в Нижегородской области произошло 51 ДТП с участием электросамокатов. Так пострадали 37 человек. При этом за аналогичный период прошлого года подобных инцидентов было только 14. В них 12 граждан получили ранения, двое — погибли.
Подобный скачок объяснятся тем, что только этой весной на нижегородский рынок вышли сразу три организации, сдающие электросамокаты в аренду. Однако законодательство оказалось к этому неготовым, поэтому хоть какие-то ограничения появились не сразу.
Только с 17 июня на Большой Покровской, Нижневолжской набережной и в парках ограничили скорость движения электросамокатов до 15 км/ч (хотя их стандартная максимальная скорость 25 км/ч). Причем продолжаются разговоры о том, что показатель могут снизить вообще до 10 км/ч.
Представители компаний, сдающих электросамокаты в аренду, восприняли новость не с восторгом. Но деваться некуда — поэтому новое ограничение «вшили» в программное обеспечение транспорта. Как это работает?
Сотрудники сервиса кикшеринга Whoosh пояснили NewsNN, что каждый их электросамокат оснащен GSM и GPS-модулями, которые постоянно передают в облачную ИТ-платформу информацию о местонахождении и состоянии скутера. И уже внутри платформы эти данные анализируются.
«Если электросамокат въезжает в зону снижения скорости, платформа отдает ему „приказ“ не ехать быстрее 15 км/ч. При выезде из „медленной“ зоны платформа отдает команду возвращаться в штатный скоростной режим до 25 км/ч», — сообщили в Whoosh.
По словам специалистов, ИТ-платформа хорошо защищена. «Даже если один из серверных компонентов платформы даст сбой, его автоматически подхватит дублирующий компонент. Взломать самокат и ехать быстрее в зоне снижения лимита не получится», — подчеркнули они.
С шеринговыми электросамокатами вроде все понятно. За ними пристально следят. Но кто же контролирует личные электросамокаты? К слову, некоторые модели могут развивать скорость до 130 км/ч, например, Rion RE90. Этот электросамокат продается в свободном доступе.
Однако сейчас никакого контроля за водителями личных СИМ нет. Этому мешает то, что их правовой статус до сих пор не определен. Поэтому Госавтоинспекция, можно сказать, бессильна. Соответственно и штрафы за превышение скорости на электросамокатах не назначаются.
Вдобавок к этому в России просто не приняты правила, регламентирующие передвижение на электросамокатах. Решение опять же нашлось только для шерингова транспорта. Так, мэрия Нижнего Новгорода заключила с компаниями, сдающими самокаты в аренду, соглашение.
В первую очередь, как уже говорилось выше, оно ограничило скорость передвижения средств индивидуальной мобильности (СИМ) до 25 км/ч, в некоторых местах — до 15 км/ч. Также арендодателей обязали сообщать пользователям о мерах безопасности.
Так, нижегородцам запрещают кататься на электросамокатах не по одному, с детьми, с животными, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме того, транспорт нельзя использовать несовершеннолетним. Также следует носить шлемы, налокотники и пр.
Еду где хочу
Наиболее остро проблема с электросамокатами стоит на Большой Покровской улице. Несмотря на то, что она достаточно широкая, разминуться со средствами индивидуальной мобильности бывает очень сложно. При этом многие нижегородцы явно не соблюдают скоростной режим в 15 км/ч.
Однако, как рассказали NewsNN в городской администрации, делать выделенные дорожки для самокатов на центральной улице не собираются. К слову, масштабное благоустройство Покровки завершилось всего пару недель назад, но «выделенка» там не появилась.
Вопрос — нужна или не нужна на главной улице Нижнего Новгорода велоинфраструктура — спорный. По словам урбаниста и блогера Алексея Малафеева, там очень большой пешеходный трафик и если «просто нарисовать велодорожку», то конфликта самокатчиков и пешеходов не избежать.
«Собственно эта проблема есть на Нижневолжской набережной в той части, где Речной вокзал. Там есть велодорожка, но она физически не отделена от пешеходной части», — отметил урбанист в разговоре с NewsNN.
Но отрицать, что сложившаяся ситуация на Покровке неидеальна, нельзя. Например, в конце августа молодой человек ехал на электросамокате и не заметил бордюр. В результате парень сломал плечо — ему вызывали скорую помощь.
Возможно, инцидента можно было бы избежать благодаря нормальной велоинфраструктуре. В целом ее нужно развивать по всему городу, считает нижегородский урбанист Алексей Малафеев.
«Надо перестать относиться к электросамокату как и игрушке. Это полноценное транспортное средство. При должном развитии инфраструктуры жители смогут пользоваться самокатом, велосипедом не только для развлечения, а для повседневных нужд», — заявил эксперт.
Бесконтрольность электросамокатов, конечно, настораживает. Особенно учитывая взрывной рост их популярности. Власти и правоохранительные органы должны объединиться для составления правил, которые будут распространяться не только на шеринговые самокаты, но и на личные. Когда это произойдет — остается только гадать.