Гендиректор нижегородской круизной компании «Гамма» Дмитрий Галкин считает, что туризм в Нижегородской области находится на этапе восстановления.
«Я считаю, что сейчас идет фаза восстановления потому, что по-прежнему есть ограничения и они довольно серьезные», — сказал он в беседе с NewsNN.
В прошлом году компания «Гамма» была вынуждена из-за пандемии сократить навигацию практически на 50% и начать работать только в августе. При этом проводить мероприятия на теплоходах, например, выпускные или дни рождения, компания не могла, организовывать групповые экскурсии тоже. В 2021 году ситуация немного стабилизировалась, но прежние показатели пока не достигнуты.
Туристическая компания вынуждена тратить средства на покупку масок, санитайзеров, средств для обработки поверхностей и другие противоковидные меры. Однако цены, чтобы окупить затраты, фирма не поднимает. Все дело в спросе — сейчас он составляет 80% от обычного. На оставшиеся 20% спрос мог бы вырасти, но пока нет.
Директор Института проблем социального управления, кандидат философских наук Максим Лубяной в беседе с NewsNN отметил, что ковидная напряженность в обществе сохраняется, поэтому многие боятся уезжать из страны.
«К российским курортам люди все еще привыкают. Но положительную тенденцию для внутреннего туризма мы отмечаем», — уверен Лубяной.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин считает, что в стране возможностей для приключенческого туризма более чем достаточно.
«У нас есть любые зоны природные: пустыни, горы, реки… Приключенческий туризм — это приключения, неожиданности. Значит, рядом должны быть люди, которые смогут в любой ситуации грамотно сориентироваться, сделать все для безопасности этих людей», — отмечает он.
Из-за настигшей всю планету коронавирусной напасти в 2020 году оборот туристического рынка России сократился более чем в два раза. В прошлом году было продано 43 млн турпутевок, в основном, внутри страны. Большим спросом пользовался пляжный отдых, а каждая пятая поездка была по историческим местам. 4,5 млн россиян выбрали для себя санатории и практически столько же горнолыжные курорты.
В 2021-м появились новые ограничения, но часть из них позднее была снята. Однако отправиться в путешествие по-прежнему не так просто. Повлияла на это и ситуация с другими странами, которые россияне чаще всего выбирали для отдыха. Речь, например, о Турции и Египте. Из-за закрытия границ с ними отечественные курорты стали многим просто не по карману. Цены на туристические путевки по стране взлетели в разы. В такой ситуации людям приходится искать альтернативу пляжам и музеям.
Представители туризма отмечают, что люди покупают не просто прогулки и возможность увидеть какие-либо объекты или исторические места. Они платят за эмоции, впечатления, чувства. Однако важны и другие факторы, например, безопасность и комфорт.
«Какое бы приключение не было, требует оно или не требует гостиницу, но куда-то человек должен приехать. Откуда-то он должен в эти приключения стартовать, где-то он должен питаться. Кто-то должен ему организовывать это приключение. Это тоже инфраструктура. Это тоже затраты определенные», — считает Катырин.
В Нижегородской области индустрия приключений не так сильно развита, как, например, в Крыму или на Алтае. Однако регион не стоит на месте и активно двигается в этом направлении. Для любителей приключений в Нижнем Новгороде и области доступны конные клубы, парашютные клубы, горнолыжные базы, кемпинг-лагеря.
В последние годы особенно популярны в Нижегородской области сплавы на байдарках и сап-серфинг. Походы в основном проходят в выходные и начинаются в населенном пункте, куда можно добраться на личном или общественном транспорте. Инструктор чаще всего приезжает вместе с группой, проводит инструктаж и выдает все оборудование.
Даже в таких походах с палатками и байдарками нижегородские компании не забывают о комфорте участников. Их довезут до места на организованном транспорте, если нужно, выдадут все оборудование, позаботятся о питании.
Чтобы активно отдохнуть на природе, не нужно забираться в труднодоступные места. Однако в приключенческом туризме риски не заполнить места размещения самые высокие. Чаще всего туристы предпочитают отправляться в путешествие, не бронируя ничего заранее. Один из основных рисков в туристическом бизнесе — это погода. Пожалуй, самая жесткая привязка к погоде у кемпингов или палаточных лагерей.
В этом году заработала программа туристического кешбэка. В Торгово-промышленной палате эту меру считают одной из действенных по поддержке внутреннего туризма в стране.
Президент ТПП сообщил, что к сегодняшнему дню этой программой воспользовались примерно 1,5 млн россиян. Они потратили в общей сложности 27 млрд рублей, а 5 миллиардов вернулось им кешбэком.
«Это, так сказать, достаточно неплохой коэффициент. И по нашим ощущениям, это набирает обороты», — отмечает Катырин.