Потребителям выставляют счета за обслуживание дома, вывоз отходов, проведение ремонтных работ, газоснабжение, отопление, свет, водоснабжение. Тарифы за услуги ЖКХ устанавливает государство, хотя в некоторых регионах власти могут вносить изменения в правила.
Ошибки в квитанциях могут возникать по нескольким причинам. Первая — умышленное начисление допплатежей и выставление счетов за несуществующие услуги. Вторая — ошибки в расчетах, возникающие из-за неправильно введенных данных. Кстати, иногда на жильцов дома распределяют задолженности неплательщиков.
Перед тем, как идти обжаловать начисленные платежи и узнавать, возможно ли гражданами получение перерасчета, потребителям необходимо ознакомиться с актуальными тарифами, которые действуют в настоящее время в их регионе.
Если же гражданин понял, что в счетах действительно была допущена ошибка, ему нужно сразу же обратиться в домоуправляющую компанию или организацию, которая предоставляет ему жилищные услуги.
Кстати, для каждой услуги есть свои основания для перерасчета:
В ситуации, когда потребителю приходит неправильная квитанция ЖКХ, он имеет право идти в ДУК и требовать перерасчет платежей. В таком случае нужно действовать согласно следующим указаниям:
Если потребителю удалось доказать, что обслуживающая компания нарушила свои обязательства или допустила ошибку, она обязана произвести перерасчет, вернуть незаконно удержанные деньги или же выплатить штраф. Его размер может составлять 50% от суммы переплаты.
Потребителю, желающему добиться перерасчета, нужно быть готовым к тому, что домоуправляющая компания будет отстаивать свою правоту и откажет в просьбе.
В таком случае гражданам нужно обращаться в вышестоящие инстанции, например, контрольно-надзорные организации, прокуратуру и суд.
В указанные органы можно идти за помощью тогда, когда ДУК не ответил на заявление в указанный срок — от 10 до 30 дней.
К контролирующим организациям в сфере тарифов на ЖКХ-услуги относят Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и Роспотребнадзор.
В ГЖИ стоит обращаться при условии, что ошибка произошла из-за неправильного применения тарифа. в Роспотребнадзор нужно идти в том случае, когда коммунальные услуги были оказаны с нареканиями (были перебои, частые отключения и т. д.).
В прокуратуру следует идти при любых незаконных действиях ДУКа. Если потребитель получил неправильную квитанцию из-за завышения тарифов, то ему нужно подать жалобу.
Если подобное происходит на регулярной основе, то к заявлению прикладываются копии платежных документов. Далее прокуратура должна направить в адрес организации предписания об устранении ошибки. Требования прокуратуры должны быть в обязательном порядке исполнены.
Вероятность выиграть в споре с ДУКом в данной ситуации выше, если жалоба будет коллективной, то есть с нарушениями и неверно заполненными квитанциями ЖКХ сталкиваются и другие жители дома.
Обратиться в прокуратуру гражданин может и в том случае, если его обращения были проигнорированы ГЖИ или Роспотребнадзором.
В суде тоже можно обжаловать ошибки в счетах, но потребителю нужно будет основательно подготовиться — потребуется серьезная доказательная база. Возможно даже придется обратиться к юристу, чтобы учесть все тонкости и подводные камни.
К заявлению истцу необходимо будет приложить полный расчет с учетом тарифов и правил начисления платежей за ЖКХ. Ссылки на нормативы в документах также должны присутствовать.
Кроме того, истец может потребовать возмещения морального вреда или материальной компенсации, например, за расходы на подачу иска и судебные разбирательства.
Если ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, то заявление подается в мировой суд. Если с момента оплаты счетов, перерасчета которых потребитель хочет добиться, прошло более трех лет, обращение будет бесполезным.
Ошибки в платежных документах за ЖКХ-услуги неизбежны, однако можно снизить риск их возникновения. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций: