Posted 18 августа 2021, 11:08

Published 18 августа 2021, 11:08

Modified 3 ноября 2022, 19:06

Updated 3 ноября 2022, 19:06

Ошибка в квитанции ЖКХ: что делать, куда обращаться?

18 августа 2021, 11:08
В соответствии с законом каждый потребитель обязан оплачивать счета за оказанные услуги. Однако нередко обнаруживаются ошибки в квитанциях ЖКХ. NewsNN постарался разобраться, как быть в такой ситуации и куда обращаться.

Почему может возникнуть ошибка

Потребителям выставляют счета за обслуживание дома, вывоз отходов, проведение ремонтных работ, газоснабжение, отопление, свет, водоснабжение. Тарифы за услуги ЖКХ устанавливает государство, хотя в некоторых регионах власти могут вносить изменения в правила.

Ошибки в квитанциях могут возникать по нескольким причинам. Первая — умышленное начисление допплатежей и выставление счетов за несуществующие услуги. Вторая — ошибки в расчетах, возникающие из-за неправильно введенных данных. Кстати, иногда на жильцов дома распределяют задолженности неплательщиков.

Что делать при обнаружении ошибки

Перед тем, как идти обжаловать начисленные платежи и узнавать, возможно ли гражданами получение перерасчета, потребителям необходимо ознакомиться с актуальными тарифами, которые действуют в настоящее время в их регионе.

Если же гражданин понял, что в счетах действительно была допущена ошибка, ему нужно сразу же обратиться в домоуправляющую компанию или организацию, которая предоставляет ему жилищные услуги.

Кстати, для каждой услуги есть свои основания для перерасчета:

  • Водоснабжение, отопление, газ - для перерасчета нужно доказать, что была допущена ошибка в расчете или же были нарекания к качеству услуг. Например, сбои в предоставлении услуг;
  • Электроэнергия – важно обращать внимание на показания счетчиков, поскольку ошибка могла получиться именно из-за них;
  • Содержание дома – основанием для перерасчета может являться ненадлежащее качество обслуживания, ремонта дома и другие.

Обращаемся в управляющую компанию с жалобой

В ситуации, когда потребителю приходит неправильная квитанция ЖКХ, он имеет право идти в ДУК и требовать перерасчет платежей. В таком случае нужно действовать согласно следующим указаниям:

  1. Найти информацию об актуальных тарифах за услуги. Несвоевременное получение данных о повышении тарифов приводит к конфликтным ситуациям;
  2. Проверить, верны ли показания счетчиков. Этот этап необходим для исключения технической ошибки в расчетах;
  3. Связаться с управляющей компанией с целью устранения выявленной ошибки и потребовать выслать квитанции с этим учетом.

Если потребителю удалось доказать, что обслуживающая компания нарушила свои обязательства или допустила ошибку, она обязана произвести перерасчет, вернуть незаконно удержанные деньги или же выплатить штраф. Его размер может составлять 50% от суммы переплаты.

Что делать, если УК отказывает в перерасчете

Потребителю, желающему добиться перерасчета, нужно быть готовым к тому, что домоуправляющая компания будет отстаивать свою правоту и откажет в просьбе.

В таком случае гражданам нужно обращаться в вышестоящие инстанции, например, контрольно-надзорные организации, прокуратуру и суд.

В указанные органы можно идти за помощью тогда, когда ДУК не ответил на заявление в указанный срок — от 10 до 30 дней.

Идем в контрольно-надзорные органы

К контролирующим организациям в сфере тарифов на ЖКХ-услуги относят Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и Роспотребнадзор.

В ГЖИ стоит обращаться при условии, что ошибка произошла из-за неправильного применения тарифа. в Роспотребнадзор нужно идти в том случае, когда коммунальные услуги были оказаны с нареканиями (были перебои, частые отключения и т. д.).

Идем в прокуратуру

В прокуратуру следует идти при любых незаконных действиях ДУКа. Если потребитель получил неправильную квитанцию из-за завышения тарифов, то ему нужно подать жалобу.

Если подобное происходит на регулярной основе, то к заявлению прикладываются копии платежных документов. Далее прокуратура должна направить в адрес организации предписания об устранении ошибки. Требования прокуратуры должны быть в обязательном порядке исполнены.

Вероятность выиграть в споре с ДУКом в данной ситуации выше, если жалоба будет коллективной, то есть с нарушениями и неверно заполненными квитанциями ЖКХ сталкиваются и другие жители дома.

Обратиться в прокуратуру гражданин может и в том случае, если его обращения были проигнорированы ГЖИ или Роспотребнадзором.

Подаем заявление в суд

В суде тоже можно обжаловать ошибки в счетах, но потребителю нужно будет основательно подготовиться — потребуется серьезная доказательная база. Возможно даже придется обратиться к юристу, чтобы учесть все тонкости и подводные камни.

К заявлению истцу необходимо будет приложить полный расчет с учетом тарифов и правил начисления платежей за ЖКХ. Ссылки на нормативы в документах также должны присутствовать.

Кроме того, истец может потребовать возмещения морального вреда или материальной компенсации, например, за расходы на подачу иска и судебные разбирательства.

Если ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, то заявление подается в мировой суд. Если с момента оплаты счетов, перерасчета которых потребитель хочет добиться, прошло более трех лет, обращение будет бесполезным.

Как обезопасить себя от ошибок в квитанциях ЖКХ

Ошибки в платежных документах за ЖКХ-услуги неизбежны, однако можно снизить риск их возникновения. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Устанавливать счетчики – списание фактических показателей таких приборов в значительной степени облегчает процедуру расчета и вдобавок ко всему экономит деньги потребителей;
  • При списании показаний со счетчиков нужно проявлять внимательность и сравнивать их с предыдущими месяцами;
  • Если счетчика в жилище нет, нужно вовремя подавать уведомления об изменении количества проживающих в квартире людей;
  • Внимательно изучать счета. В этом помогут знания о правилах расчета и тарифах, актуальных на данный момент.
Подпишитесь