Posted 2 июля 2021,, 11:25

Published 2 июля 2021,, 11:25

Modified 3 ноября 2022,, 19:12

Updated 3 ноября 2022,, 19:12

Опасность напрокат: Готов ли Нижний Новгород к нашествию электросамокатов?

Опасность напрокат: Готов ли Нижний Новгород к нашествию электросамокатов?

2 июля 2021, 11:25
Фото: 1mi
Шеринговые электросамокаты нынче встречаются на каждом углу в Нижнем Новгороде. Этот вид транспорта стал новым трендом за очень кроткий срок. Но несмотря на все его преимущества, люди все чаще задумываются, насколько он опасен и готова ли для него инфраструктура. NewsNN попытался найти ответы на эти и другие вопросы.

Классно, но опасно

Аренда электросамокатов появилась в столице Приволжья только в 2021 году. Сейчас в городе работают три крупные компании, представляющие такие услуги. Всего насчитывается около 2,7 тысячи электросамокатов, которые можно арендовать. С начала апреля на них прокатились 700 тысяч раз.

Преимуществ у этого вида транспорта много: он недорогой, им несложно управлять и его легко арендовать (достаточно скачать приложение агрегатора). Но статистика ДТП с участием электросамокатов неутешительная.

Как сообщили NewsNN в пресс-службе нижегородского управления ГИБДД, только за полгода в регионе произошло 22 происшествия с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе и электросамокатов. 16 человек получили ранения.

«Зарегистрировано пять происшествий, в которых наряду с СИМ участвовал движущийся автомобиль. Так пострадали четыре человека, среди которых один несовершеннолетний», — отметили в ГИБДД.

Например, в середине мая в Сормовском районе мужчина взял на прокат электросамокат. Но не рассчитав скорость, сбил ребенка. Ему потребовалась медицинская помощь. А 12 июня на Нижневолжской набережной произошло сразу два инцидента. В первом случае столкнулись два электросамоката, во втором — человек не справился с управлением и сам рухнул на асфальт.

Кроме того, буквально неделю назад около Мещерского озера электросамокат на высокой скорости влетел в машину. Новомодную игрушку покорёжило, а ее пользователь остался цел.

Чаще всего аварии на самокатах происходят из-за нарушения правил дорожного движения и потери бдительности водителя. Нередко в ДТП участвуют и машины. Но, чтобы минимизировать число инцидентов, достаточно ли повышать культуру и популяризировать правила дорожного движения?

Прокатиться с ветерком

Этим вопросом задаются и местные власти. Однако первым делом они пошли по пути ограничения скоростного режима. Так, с 17 июня на Нижневолжской набережной и Большой Покровской ограничили скорость движения электросамокатов до 15 км/ч (их стандартная максимальная скорость — 25 км/ч).

Это ограничение «вшили» в программное обеспечение шеринговых самокатов. Оно действует при въезде на указанные улицы автоматически. Сейчас уже идет разговор о том, чтобы снизить скорость самокатов в местах большого скопления людей до 10 км/ч. Но представители шеринговых компаний убеждены, что такие меры не помогут избежать аварий.

«Поездка на скорости до 10 км/ч снижает уровень управляемости самоката — делает поездку менее безопасной. В Москве, например, кикшеринги настроены так: зоны снижения скорости до 15 км/ч — в парках и местах плотного движения пешеходов, но по всему городу скорость маломощных самокатов — до 25 км/ч», — заявили представители агрегатора whoosh.bike в разговоре с NewsNN.

Вместе с этим нижегородская мэрия уже создала рабочую группу для регулирования правил проката электросамокатов. Специалисты подготовят проект соглашения, которое подпишут шеринговые компании. В документе укажут не только пункты про скоростной режим, но и правила при выезде на проезжую часть, а также использования самокатов несколькими людьми.

Что с инфраструктурой

Электросамокаты заполонили улицы Нижнего Новгорода, но для них пока нет нужной инфраструктуры, считает председатель постоянной комиссии по транспорту и дорожному хозяйству гордумы Станислав Прокопович.

«Это создает всем участникам дорожного движения определенные проблемы. Электросамокаты — теперь часть нашей действительности. Направление проката будет развиваться гораздо быстрее, чем мы будем готовить под него инфраструктуру», — констатировал депутат.

Схожего мнения придерживается и председатель НРОО «Дорожный контроль-52» Андрей Нестеренко. «Электросамокаты — транспорт будущего. Он экологичный и мобильный. Развивать эту историю надо. Но последние два года остро встал вопрос инфраструктуры. У нас нет специальных территорий для электросамокатов. В разумные сроки сделать инфраструктуру по всему городу сложно», — сообщил он в разговоре с NewsNN.

Действительно, выделенные полосы для велосипедов и самокатов в Нижнем Новгороде встречаются лишь на набережных. Но большинство людей использует эти виды транспорта не для развлечения, а для поездок на работу или учебу.

Чтобы использовать самокаты в качестве транспорта, пользователи должны иметь возможность прокатиться до нужной точки 3-5 км. Вдобавок к этому, поездка на самокате обязана занять меньше времени, чем на машине.

«На это работают несколько параметров: возможность припарковать самокат в нужном месте, присутствие заряженного самоката рядом с местом начала поездки и максимальная скорость должна быть в районе 20-25 км/ч», — подчеркнули в whoosh.bike.

Вплотную заняться зонами для электросамокатов стоит уже сейчас, убеждены в организации «Городские проекты в Нижнем Новгороде».

«Инфраструктура для самокатов — это, в первую очередь, старая добрая велоинфраструктура. Ее в городе практически нет, и быстро она не появится. Но если не начать делать ее сейчас, то она не появится никогда», — рассказали там.

Безусловно, самокаты дополняют транспортную систему Нижнего Новгорода. В идеале они должны разгрузить дороги. Уже сейчас наблюдается тенденция, что люди отказываются от автотранспорта в пользу микромобильности. Но в широкие массы это пойдет лишь при наличии полноценной инфраструктуры. А когда она появится, к сожалению, неясно.

Ни сэйвгардов, ни разметки

Напомним, водитель электросамоката считается пешеходом, если мощность его транспорта меньше 4 кВт, а максимальная скорость не выше 50 км/ч. В таком случае выезжать на автомобильные дороги категорически нельзя. Однако многие пренебрегают этим правилом.

«Важно обезопасить тех, кто пользуется электросамокатами. Меня возмущает, что их водители выезжают на проезжую часть и считают себя полноценными участниками автомобильного движения», — подчеркнул Нестеренко.

Избежать этого поможет разведение потоков автомобилей, пешеходов и маломощных самокатов с велосипедами, то есть нанесение специальной разметки на тротуары и полосы, выделенные для общественного транспорта.

«Велополосы на дорогах создавать нужно, но они подходят не для всех улиц. Вдоль проспектов Гагарина или Ленина, например, нужно делать отдельную велодорожку», — считают активисты «Городских проектов в Нижнем Новгороде».

Помимо этого, в приволжской столице могут появиться сэйвгарды — специалисты, объясняющие людям правила эксплуатации электросамокатов. Сейчас этот вопрос прорабатывается.

«Сэйвгарды находятся в местах аренды и парковки самокатов, объясняют правила, помогают с информацией по эксплуатации техники. Поскольку не все пользователи это знают и соблюдают», — заявил руководитель направления каршеринг и новая мобильность «Ситимобил» департамента по связям с госорганами Александр Оленин.

Появление сэйвгардов, безусловно, положительно скажется на статистике происшествий. Но и данная мера вызывает много вопросов.

«Это будет дополнительная нагрузка на предпринимателей, которые сдают в аренду самокаты. Надо понимать, кто будет этим заниматься. Какие компетенции у этих людей. С каким они должны быть образованием. Появятся ли у нас сэйвгарды — вопросы открытый. Но пробовать надо. Вдруг эта практика приживется», — рассказал Нестеренко.

Собеседник NewsNN добавил, что нижегородцы не должны забывать и о средствах индивидуальной защиты. «Любой камень на дороге может привести к падению. А люди очень редко используют специальную защиту. Возможно, водителей стоит обязать носить шлемы. Самое страшное — это повредить голову. Последствия могут быть самыми тяжелыми», — заключил эксперт.

Как видно, электросамокаты — очень популярное явление, но не до конца «обкатанное». Власти радеют за включение их в ПДД в качестве одного из равноправных и законных участников дорожного движения. Однако уже сейчас пользователям нового вида транспорта нужно быть предельно аккуратными, а то не равен час запретят кикшеринг вовсе. А кому это надо?

"