Страшно красивые: как нелегальные косметологи уродуют нижегородцев

17 февраля 2021, 15:56
Все чаще в Нижнем Новгороде появляются новости о работе подпольных косметологов. Они принимают на дому, не имеют медицинского образования, а их процедуры негативно сказываются на здоровье и внешнем виде клиентов. NewsNN выяснил, к кому нижегородцам точно не следует обращаться и реально ли засудить серого мастера.

Мошенники захватили сферу красоты

Буквально десять лет назад процедуры по увеличению губ, груди, разные инъекции были доступны лишь очень обеспеченным людям. Сегодня же цена похода к косметологу стала демократичнее, а число специалистов выросло. Сложившиеся условия породили косметологов-самоучек, от которых нередко страдают клиенты. С некачественной процедурой пришлось столкнуться нижегородке Татьяне Кондаковой. Она рассказала NewsNN, что обратилась к косметологу Надежде Цветковой для подтяжки лица при помощи мезонитей.

Хоть на странице специалиста в соцсети «ВКонтакте» написано, что она принимает «в салоне» в Автозаводском районе, на деле это не так. Женщина пригласила Кондакову в съемную однокомнатную квартиру в жилом доме, где помимо нее работают еще три мастера (они делают шугаринг, спа-процедуры, маникюр и педикюр). Подтяжка лица Татьяны сразу не задалась: косметолог неправильно ввела иглы, из-за чего у клиентки образовались гематомы. Спустя месяц после процедуры у нижегородки по-прежнему остались рубцы, хотя обычно реабилитация после мезонитей составляет 7-13 дней.

Кондакова пожаловалась мастеру на свое состояние, и та заверила, что исправит ситуацию. После этого косметолог заблокировала клиентку в соцсетях. Тогда пострадавшая написала заявление в полицию, но правоохранители отказали в возбуждении уголовного дела. Как рассказал NewsNN источник в ГУ МВД по области, такое решение было принято, потому что женщина не предоставила документы из медицинских учреждений, которые бы подтверждали причинение вреда здоровью. Нижегородке посоветовали обратиться в другие надзорные органы.

Кондакова намерена добиться справедливости через суд и управление Роспотребнадзора. Она утверждает, что псевдо-косметолог обманом заманила ее на процедуру, ведь на странице мастера выложены не ее работы. «Она мошенница. Она продала некачественную процедуру. 19 февраля пойду писать заявление. Сейчас лечусь», — подчеркнула Татьяна, добавив, что отдала за подтяжку лица 30,5 тысячи рублей. Теперь ей придется тратиться на пластического хирурга, который уберет нити.

Корреспондент NewsNN связался с косметологом Цветковой, чтобы узнать ее версию развития событий, но она отказалась от комментариев.

Еще одна история про серого косметолога из Нижнего Новгорода стала известна на всю страну благодаря блогеру-миллионнику Кате Конасовой. На своем YouTube-канале она рассказала про девушку Миру, которая через Instagram предлагает разные услуги: наращивание волос, сведение татуировок, увеличение губ, уколы «красоты» в очень опасную зону — в носослезную борозду. Ко всему прочему, нижегородка увеличивает клиенткам грудь филлерами. Специалист утверждает, что это единственный «безопасный» способ преобразиться, поэтому к хирургам обращаться не нужно.

«Процедура проводится препаратом на основе гиалуроновой кислоты. Негативные последствия абсолютно отсутствуют. Это самая безопасная методика по работе с грудью. Отсутствует риск отторжения. Если вы вставляете имплантаты, делаете операцию стоимостью ниже 350 тысяч рублей, то после того, как вам введут наркоз, к вам набегут практиканты. И будут над вами опыты ставить. Происходит растяжение внутренних тканей, когда каждый практикант вставил и вытащил руки», — заявила Мира в разговоре с потенциальной клиенткой. Но специалист не упомянула, что работает с препаратом «Gana na body», который даже не зарегистрирован в России.

По словам косметолога, после введения филлеров грудь сама начнет вырабатывать гиалурон. Что, конечно, не соответствует действительности. Будь так, то женщинам, например, не приходилось бы ходить на коррекцию по увеличению губ. Также Мира не скрывает, что предоставляет услуги как самозанятая, при этом не имея высшего медицинского образования. Однако, согласно приказу минздрава РФ, работать косметологами могут только специалисты, окончившие вуз по направлениям «Лечебное дело» и «Педиатрия». В добавок ко всему, Мира в своем аккаунте показывает фотографии формата до-после, которые на самом деле сворованы с сайтов других клиник.

Отметим, что сейчас данного косметолога по нику «Laksheriperezagruxka» в Instagram найти нельзя. Скорее всего, девушка его сменила из-за выпуска Конасовой.

Серый бизнес процветает

Пандемия коронавируса сильно ударила по бизнесу, одновременно став благодатной почвой для серой косметологии. Клиники с медицинской лицензией некоторое время были закрыты, из-за чего многим пришлось сокращать штат сотрудников. Как рассказали NewsNN в ГБУЗ НО «Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер», на этом фоне увеличилось количество «подпольных» косметологов. «Нашлись желающие получить ту или иную процедуру на дому, так как это было в разы дешевле. По оценкам аналитиков, серый сегмент российского рынка за месяцы самоизоляции вырос на 14,5% и составил 17,9% от всех оказываемых услуг», — отметили специалисты.

В свою очередь, врач-косметолог клиники эстетической медицины «Ника Спринг», ассистент кафедры кожных и венерических болезней ФГБОУ ВО «ПИМУ» Алена Максимова сообщила, что серый бизнес процветает по нескольким причинам. «Во-первых, потому что псевдоспециалисты используют очень хорошо фотошоп. Наш пациент чаще всего идет на фотографию, картинку. Во-вторых, из-за стоимости. Серые косметологи предлагают более низкие цены. Зачастую они используют подпольные препараты, которые в два-три раза дешевле, чем официально привезенные на территорию России. „Специалисты“ покупают препараты через интернет-магазины, им привозят огромные партии. Дальше они применяют препараты совершенно спокойно», — заявила Максимова в разговоре с NewsNN.

По мнению врача, серая косметология развивается, в том числе из-за неосознанности клиентов. «Они не понимают, что процедуры — это не просто. За теми картинками, которые они видят, скрывается большой пласт работы и образования. Люди недопонимают всей степени ответственности за свое здоровье. А пандемия коронавируса однозначно обострила ситуацию с подпольной косметологией. Людей перевели на удаленку, у них появилось свободное время. Можно позволить себе реабилитацию после каких-либо манипуляций, никуда не надо идти с синяками. Но в клиники было попасть нельзя, поэтому осложнений из-за псевдокосметологов стало больше», — подчеркнула Максимова.

Пробелы в законодательстве

Встает вопрос: а кто должен выявлять серых косметологов? Территориальный орган Росздравнадзора по Нижегородской области имеет полномочия проверять лишь зарегистрированные медицинские организации с соответствующей лицензией. В ведомстве сообщили NewsNN, в 2020 году неоднократно организовывали внеплановые документарные и выездные проверки на основании жалоб граждан. «Юридические лица, нарушившие лицензионные требования, решением суда привлекались к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа», — рассказали сотрудники нижегородского Росздравнадзора, добавив, что с жалобами на серые клиники надо обращаться в полицию.

По словам врача-косметолога Алены Максимовой, это большой пробел в законодательстве. «Доказать факт обращения какого-либо человека к подпольному косметологу достаточно сложно. Ведь он не выдает никаких документов. Нет чеков, информированных согласий, актов выполненных работ. Как привлечь к ответственности „специалиста“ непонятно. Знаю случай, когда пациенту на дому из-за разных манипуляций стало плохо, „косметолог“ просто вывел его на лестничную площадку и сказал: „Я тебя не знаю, до свидания“. Скорую человеку вызывали уже местные жители. Доказать, что человек был в этой квартире, практически невозможно», — отметила она.

Можно ли засудить серого косметолога?

Привлечь к ответственности серого косметолога сложно, но можно, считает доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Николай Гомозов. «У нас есть статья, которая предусматривает ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Надо написать заявление в полицию, где инициируют проверку в течение 30 суток. Если будет установлен состав преступления, то засудить серого косметолога можно. Есть возможность рассмотреть дело в ракурсе занятия незаконной предпринимательской деятельностью. Посмотреть, чем человек занимается, какой доход у него от этого был. Таких лиц нужно привлекать к ответственности», — заявил Гомозов.

Он добавил, что, по факту, клиенты, идущие к косметологам-домушникам, юридически никак не защищены. «Когда вы лечитесь, вы идете к профессиональному врачу в медицинское учреждение, где есть необходимое оборудование, медикаменты. А ситуация у кого-то на дому напоминает русскую рулетку, только в барабане не один патрон, а побольше. Как повезет. Косметология косметологии рознь. Маникюр, педикюр — это один момент. Другое дело — ботокс, пластические операции, продажа опасной косметики. Нужно поднимать культуру клиента. Чтобы не было таких преступлений, нужно вывести у них экономическую платформу. Не надо ходить неизвестно куда только потому что там дешевле. Люди не думают о последствиях, не наводят справки об организациях. Они идут к псевдокосметологам на свой страх и риск», — отметил эксперт.

Хороший косметолог — кто он?

Зачастую подпольные косметологи указывают, что у них есть медицинское образование. Но это понятие очень обширное, поэтому за ним может скрываться и медицинская сестра по массажу, считает сотрудник ПИМУ Алена Максимова. «Если человек собирается идти на серьезную манипуляцию с нарушением целостности кожных покровов, то надо обращаться исключительно в медицинские учреждения с лицензией по косметологии. Там работают врачи-косметологи. На сайте медучреждения можно посмотреть лицензию, документы всех врачей (их уровень образования, опыта, сертификаты). С серой косметологией надо что-то делать однозначно. Число смертей от таких чудо-мастеров с каждым годом все больше и больше», — рассказала она.

В свою очередь, в кожно-венерологическом диспансере выделили несколько правил, которых надо придерживаться при выборе врача-косметолога:

— Клиника, в которой работает врач, должна иметь медицинскую лицензию на услуги по «косметологии»;

— Врач должен иметь высшее медицинское образование по специальности дерматовенерология и сертификат специалиста по косметологии;

— Врач должен иметь сертификат от производителя препарата о том, что он обучен методикам его введения. Такой сертификат должен быть на каждый препарат.

«Не соглашайтесь на „домашние процедуры“. Косметология — это не только красота, это в первую очередь ваше здоровье. Обращайтесь только к профессионалам!», — заключили в нижегородском кожно-венерологическом диспансере.

#Эксклюзив #Мария Грехова #Аналитика
Подпишитесь