NewsNN разобрался, как отличить человека, попавшего в беду, от представителя «нищенской» мафии, а также, что будет за вовлечение ребенка в попрошайничество.
«Как показывает наша практика, нуждающихся на улицах нет. Кроме тех бездомных, которые собирают на бутылку, но их видно сразу. Все остальные — это либо профессиональные мошенники, либо люди, которых этим заставляют заниматься. Фактически — рабы», — рассказал NewsNN руководитель движения «Альтернатива» Олег Мельников.
За последние годы в Нижнем Новгороде волонтеры движения «Альтернатива» освободили нескольких человек, которых заставляли заниматься попрошайничеством. Например, помогли вернуться на родину пожилому инвалиду из Одесской области. На безногого дедушку по имени Валерий Ефимович Швец, которого «хозяева» как-то забыли забрать с улицы, обратили внимание неравнодушные нижегородцы. Как выяснилось, дедушку похитили цыгане и несколько лет возили по городам, заставляя побираться. Сам он был уверен, что находится в Новосибирске и «работает» — «хозяева» убедили, что отсылают собранные деньги его жене.
И подобные истории — не редкость. Человеческая жалость почти безгранична, а потому бизнес продолжает процветать.
«Недавно было освобождение нижегородца, тоже инвалида, которого удерживала нищенская мафия в Санкт-Петербурге, — вспоминает Олег Мельников. — По этому случаю возбуждено уголовно дело».
На улицах Нижнего Новгорода можно встретить и другую категорию попрошаек — мам с маленькими детьми. На днях нижегородка выложила в соцсети снимок девушки с коляской, пытаясь выяснить, мошенница она или нет.
«У эскалатора ТЦ „Карусель“ на Комсомольской площади стоит девушка с грудным ребёнком в коляске, — написала Ольга Портяная. — Утверждает, что она многодетная погорелица с Бора. Просит денег и еды на ребёнка. Ребёнок укутан в коляске полностью. Я открыла ему лицо: он совсем не двигается. То ли кукла, то ли чем-то накачен. Дотронуться до него она мне не разрешила. Фотографировать самого ребёнка — тоже не разрешила и начала ругаться, а потом стала кому-то звонить. Кто она? Мошенница?»
Ответы не заставили себя ждать.
«Эта мадам живет в Толоконцево с цыганом, она каждый месяц в разных района стоит, — написала Екатерина Грешнихина. — Это ее доход, так что не надо ей ничего давать. А так в полицию давно ее пора сдать, чтоб условия посмотрели, как живут дети».
«Очень похожа на ту, которую я впервые встретила на Автозаводе около трех лет назад, — поделилась Юлия Пономаренко. — Плакала, что муж бьет и выгнал из дома, что двое маленьких детей, просила денег, чтоб уехать к родственникам. Я ей 100 рублей дала, через месяц встретила ее на Северном. И такая же история была. Все понятно».
«Она у нас на Мещерке часто стоит с мальчиком, — поделилась Елена Лушкова. — Один раз видела, как он её умолял домой идти, плакал, так как очень замёрз и хотел кушать. Жалко детишек».
«Господи, бедный ребёнок! Надеюсь, в коляске — кукла. Если реально ребёнок, то она сволочь просто», — считает Света Козина.
«Детей очень жаль в такой ситуации, — написал Алексей Сёмин. — После того, как свои появились, всё это через себя пропускаешь. И прям ком к горлу».
«Она стоит везде уже много лет, — написала Лана Косенкова. — У нее все лучше нас. Постоянно разные истории придумывает. Если ей дают мелочь, то она делает недовольную моську и в наглую просит покрупнее».
«Она с Бора, живет с цыганом, — сообщил Сергей Михайлов. — Давно известна на весь город и каждый раз маленькие дети. Такой образ жизни ведет с 2014 года».
NewsNN удалось выяснить, что женщина, о которой идет речь, проживает в четырехкомнатной квартире в поселке Большое Пикино на Бору. Квартиру нижегородке предоставили в результате сноса дома в поселке Толоконцево при строительстве новой дороги, а вовсе не после пожара. У нее четверо детей: сыновья 8 и 4 лет, дочери 6 и 2 лет. Детский сад малыши не посещают.
«Юлия К. является малообеспеченной многодетной матерью, — сообщили NewsNN в администрации городского округа Бор. — Семья находится на межведомственном контроле и контроле у руководителя Большепикинского территориального отдела».
Последний раз надзорные органы посещали их не так давно. «15 января семье была оказана помощь в виде продуктового набора, средств гигиены для детей, игрушек», — сообщили в мэрии.
А как с точки зрения закона?
Вовлечение родителем ребенка в попрошайничество и другие антиобщественные деяния (регулярное распитие спиртного, бродяжничество) регламентируется 151 статьей УК РФ. Максимальное наказание по ней — пять лет тюрьмы, а в случае, если вовлечение сопровождалось угрозой насилия — шесть лет. Однако прописан закон плохо, и работает соответствующе. В частности, примечание гласит, что действие статьи «не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства».
Важно, что в примечании речь идет именно о бродяжничестве, а не о попрошайничестве. И, хотя первое почти всегда подразумевает второе, реальной ответственности никто, скорее всего, не понесет.
Объективно понять, насколько серьезно проблема попрошаек с детьми стоит в Нижегородской области, на сегодняшний день не представляется возможным.
«У нас пробел в законодательстве, — рассказал NewsNN источник в полиции. — В других регионах есть статья в КоАП за попрошайничество, а у нас — нет. Поэтому и статистика не ведется. Но каждое обращение проверяется индивидуально, в том числе, с детьми. Вы можете позвонить на 112, ваше обращение рассмотрят и проведут работу. Если это мама с ребенком на улице, то их доставят в отделение, установят личность матери, установят, ее ли это ребенок».
Отсутствие ответственности для нищенской мафии — проблема не только нашего региона. Но даже там, где предусмотрен штраф, закон работает слабо.
«Много где нет статьи в КоАП за попрошайничество. Даже, я бы сказал, что в отдельных регионах она есть. Например, в метро штрафуют на пять тысяч рублей. Но в день могут оштрафовать только один раз. А насобирает такая „мать“ 15 тысяч рублей. И не факт еще, что будет оплачивать штраф. Так что это не совсем действенно», — считает Олег Мельников.
Сейчас юристы «Альтернативы» совместно с некоторыми депутатами Госдумы прописывают новый закон за ответственность по организации попрошайничества.
«Нужно, чтобы это была уголовная статья. Чтобы привлекались и те, кто попрошайничает, и те, кто создал этот бизнес. Я думаю, к весне его должны принять», — поделился Мельников.
По словам эксперта, сейчас попрошаек с детьми можно встретить только в провинции.
«С детьми ситуация стала все менее распространенной, это осталось только в регионах. Этого почти нет в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург. Здесь больше вызывают агрессию такие «мадонны» с младенцами».
Очень часто в свертках на руках у женщин — не куклы, а настоящие дети. Олег напомнил историю нижегородки Валентины (она же Надежда) Ляпуновой, которая пыталась продать новорожденного ребенка. В марте 2020 года дама получила за это 5,5 лет в колонии общего режима. Жизнь малыша тогда оценили всего в 300 тысяч рублей.
Давать деньги попрошайкам на улице — значит, кормить мафию, убеждены в «Альтернативе». Так что же все-таки делать, если вы видите на улице маму с ребенком?
«Ни в коем случае нельзя давать таким людям денег, потому что вы оплачиваете смерть и страдания этих детей, — говорит руководитель организации. — И если вы хотите помочь — не откупайтесь от своей совести, а предложите помощь. Можно наш телефон дать. Мы готовы помочь, если людям нечего есть, если действительно сложная ситуация. Найти жилье, восстановить документы, отправить домой. Но такое редко бывает».
Горячая линия «Альтернативы»: 8 (800) 550-71-40. Звонок бесплатный.
«Безусловно, попрошайничество, да ещё с вовлечением в этот процесс несовершеннолетних, не должно оставаться без внимания правоохранительных органов, — считает уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова. — Поэтому, увидев на улице попрошайку с ребенком, конечно, следует обратиться в полицию. Оценивать действия таких родителей должны правоохранительные или надзорные органы. Однако, при необходимости или бездействии других органов, вы можете обратиться и в аппарат Уполномоченного по правам ребенка, все контакты можно найти на сайте pravrebenka.ru».
Стоять на пороге супермаркета с протянутой рукой — едва ли атрибут счастливого детства, а в детстве ребенок, как известно, обзаводится большинством установок на будущее. Получит ли такой ребенок психологическую травму на всю жизнь? Сможет ли он вырасти нормальным человеком? NewsNN обратился за комментарием к практикующему психологу.
«Когда ребенок растет в семье, где попрошайничество воспринимается как часть жизни, он считает это нормой, — говорит кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Жанна Русина. — Таков их семейный уклад. Когда он становится постарше, то может начать видеть эту ситуацию иначе, в зависимости от того, какая трансляция обществом, сверстниками будет по отношению к его поведению. Это может быть стыд, смущение к своему занятию или наоборот, защитная реакция — злость на тех, у кого нет необходимости делать так же».
Если такого ребенка дразнить, то в силу своего характера, он начнет либо нападать, либо отдаляться от других детей, считает психолог. Но желание взаимодействовать с ними останется, поэтому часто такие дети переживают одиночество, отвержение, чувствуют жалость к себе или своей семье. Часто в таких семьях присутствуют серьезные травмирующие конфликты. Это тоже накладывает свой отпечаток. Если ребенок будет злиться на своих родителей или опекунов, злиться на мир и «хорошую жизнь» других людей, то столкнется с серьезными трудностями в создании семейных и профессиональных отношений. Но шанс вырасти нормальным человеком есть всегда.
«То, каким вырастет человек, зависит и от его окружения, и от тех выборов, которые он станет делать, — объясняет Жанна Русина. — Если в его жизни будут сердечные встречи с другими людьми, сочувствие к своей семье и понимание тягот или невзгод их быта и семейного уклада, то шансы, что его жизнь сложиться иначе, высоки. Тогда он наоборот, будет создавать то, чего у него не было и ценить труд. Станет заботиться о других людях. Часто даже дети в одной семьи могут вырасти разными. Один станет заботиться о своей семье, найдет хорошую работу и реализует себя, а другой может употреблять алкоголь в больших количествах и растратить свою жизнь впустую. Это аспекты выбора и того, как они восприняли ситуацию детства».
Чтобы помочь такому ребенку, нужно уважать его достоинство, проявлять к нему доброту и показать, что можно жить иначе, говорит психолог.
«Ребенок до подросткового возраста зависим от родителей, и как бы они не выстраивали с ним отношения, они ему дороги, — объясняет эксперт. — Не стоит относиться к таким людям при ребенке с пренебрежением. Необходимо объяснить мотивы их поведения. Научить его жить иначе. Хорошее отношение для любого человека значит многое».