Posted 21 января 2021, 09:13
Published 21 января 2021, 09:13
Modified 3 ноября 2022, 19:34
Updated 3 ноября 2022, 19:34
Курский вокзал, а также вся железнодорожная инфраструктура от него (через площадь Трех вокзалов) до станции Каланчевской в ближайшее время уйдет на реконструкцию. Это связано с развитием Московских центральных диаметров.
«Предстоит огромная работа по замене путей на Курском вокзале, и поэтому на какое-то время придется изменить транспортную логистику для части поездов», — рассказал во время пресс-конференции заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
Работы на Курском уже начались, но в полную силу развернутся весной. К концу мая там останется только нижегородской «Сапсан». Остальные поезда переведут на новый вокзал.
Уже с 29 мая нижегородские «Стрижи» и «Ласточки» будут прибывать на новый Восточный вокзальный комплекс, в терминал «Черкизово». Ранее анонсировался перенос с 15 марта, но выполнить все работы в срок оказалось нереально. Руководство РЖД решило связать переезд с летним расписанием, на которое традиционно переходят в последнюю субботу мая. К этому времени должно завершиться строительство нового комплекса.
«Строительные работы на вокзале закончат, наверное, к майским праздникам, — сказал Пегов. — Но нужно время, чтобы произвести благоустройство пассажирскими сервисами. Это расстановка малых архитектурных форм, установка навигации, оборудование залов, билетных касс. Нужно, чтобы персонал заехал, обустроился. Поэтому и выбрали такую дату — 29 мая. Чтобы мы всё успели, все услуги были качественными, и пассажиры не заметили разницы».
Комплекс «Восточный» позволит отклонить часть поездов, которые проходят транзитом через Курский вокзал.
«Это все поезда с Октябрьской железной дороги, с Северо-Запада, направление Юга, Курска, Нижнего Новгорода. Это летние поезда и часть транзитных, которые у нас проходили постоянно», — отмечает Пегов.
Поезда из Нижнего Новгорода теперь будут прибывать не в центр столицы, как все привыкли, а за четыре станции от Большой кольцевой линии метро. Так что нижегородцам потребуется больше времени, чтобы добраться до Кремля, Москва-Сити, аэропортов Внуково и Домодедово. А вот до Шереметьево — меньше (правда, всего на 8 минут).
Зато здесь можно совершить так называемую «бесшовную» пересадку на линии МЦК (ближайшая — станция «Локомотив) и Московского метрополитена (станция «Черкизовская»).
Предположительно, первое время пассажиры будут путаться, откуда отправляются нужные поезда, как это было когда-то с «Сапсаном». Так что на билетах будут печатать памятку.
«На новом билете мы постарались отразить все, включая и адрес по навигатору для такси, для личного транспорта», — подчеркнул Пегов.
Реконструкция Курского вокзала продлится три года. Но не всё после окончания работ вернется на круги своя.
«Что касается поездов «Стриж», то они и в дальнейшем останутся на этом терминале, потому что после реконструкции на Курском вокзале не будет низкой платформы, — объяснил Дмитрий Пегов. — Ее нельзя там оставить, это связано с техническими вопросами станции. На новом вокзальном комплексе мы делаем первую платформу низкую, именно для поездов «Стриж», в том числе скоростных «Санкт-Петербург — Самара».
«Ласточку» впоследствии можно будет вернуть на Курский вокзал, но пока Пегов говорит об этом не очень уверенно.
«Тут нужно посмотреть: может быть, наши пассажиру скажут: „Нет, тут все хорошо, хорошая логистика и оставьте все, как есть“. Поэтому за то время, когда будет проходить реконструкция, мы посмотрим, как разовьется остановочный пункт. Здесь удобная логистика через МЦК с нашими аэропортами. Удобная логистика через метро с центром города. Я думаю, что мы проведем опрос пассажиров и посмотрим, нравится ли им остановочный пункт. Но пока „Ласточки“ в планах вернуть на Курский вокзал».
Кроме Курского вокзала, руководство РЖД рассматривает и иные варианты, куда могут прибывать поезда, так как в будущем прогнозируется рост количества пассажиров.
«Что может получиться: мы захотим еще „Ласточки“, а их уже не сможет принять Курский вокзал, — говорит Пегов. — Нужно, чтобы не получилось путаницы, когда один поезд — с Курского, другой — с Восточного. С моей точки зрения, более удобно, чтобы какой-то пул поездов отправлялся с какой-то одной станции, и весь сервис на этом вокзале был специализирован именно на обслуживание поездов этой категории. Но возвращение поездов обратно на Курский возможно, пока у нас так заложено. Потом посмотрим, как нам быть».
Однако транзитный поток с Северо-Запада из Санкт-Петербурга в сторону Нижнего Новгорода, Казани, Адлера (особенно сезонные поезда), будут ходить именно через вокзальный комплекс «Восточный».
«Ввиду того, что данная станция имеет еще путевое развитие, в случае увеличения потока мы планируем либо здесь развивать и строить дополнительные платформы, либо строить еще один терминал, — отмечает Пегов. — Мы сможем вместить на вокзальном комплексе сеть терминалов, которые будут интегрированы в линии Московского центрального кольца, и это будет самая доступная логистика. Мы сейчас обсуждаем перспективы. На текущие два-три года нам хватит этого терминала, но это направление у нас основное пассажирообразующее. Мы планируем, что может понадобиться дополнительная инфраструктура».
Все эти изменения не повлияют на стоимость проезда, обещают в РЖД.
«У нас цена определяется тарифным расстоянием и нашей тарифной политикой, — говорит Дмитрий Пегов. — Цена за плацкартный вагон вообще определяется государством. Если говорить о скоростном — конечно же, мы не будем менять никакую ценовую категорию. Она у нас вообще динамическая — приобретая заранее билет, пассажир может приобрести его по самой дешевой цене. А приобретая туда и обратно, получает еще и скидку 20% от обратного билета. В данном случае мы будем подстраиваться под наш сегмент, совместно с авиакомпаниями, которые тоже хотят в рамках спада перевозок не остаться без работы».
Несмотря на пандемию, в РЖД ожидают рост пассажиропотока.
«Мы хорошо отработали новогодние праздники. В первую рабочую неделю мы наблюдаем 6% рост. Потихоньку, с учетом прививочной компании, пассажиропоток восстанавливается».
Самый высокий пассажиропоток у компании отмечался в 2019 году. Сейчас от цифр двухлетней давности РЖД отстает на 30%. Если к лету эта цифра снизится до 20% — уже хорошо, считает Дмитрий Пегов.
При этом введение дополнительных «Ласточек» и «Стрижей» между Нижним Новгородом и столицей не ожидается. «Ласточки» РЖД планирует обновить до премиум-класса, а в случае необходимости заменить двухэтажными поездами — такие разработки уже ведутся. Новые вагоны позволят перевозить большее количество пассажиров без изменения графика и количества пар.