Как планировали отметить Новый год
Традиционно с 25 декабря по 10 января в Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Горьковская елка». Однако в этом году его формат изменили из-за коронавируса. Нижегородцам предложили «семейную прогулку» от площади Горького до площади Минина и Пожарского. Улицы украсили иллюминацией, установили тематические фотозоны и арт-объекты. Предполагалось, что новый формат поможет гражданам не задерживаться на одной локации и соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра.
Вместе с этим на новогодние праздники в Нижегородской области решили не закрывать магазины, кинотеатры, развлекательные центры и рестораны (как, например, было сделано в Санкт-Петербурге). Региональные власти лишь ограничили работу заведений общепита с 19:00 31 декабря до 8:00 1 января. В новогоднюю ночь кафе могли трудиться на вынос, а в остальные дни — работать с 06:00 до 00:00. Все заведения обязались соблюдать требования указа «О режиме повышенной готовности».
Как получилось на самом деле
Несмотря на попытки властей рассредоточить нижегородцев по разным локациям, за период новогодних праздников в столице Приволжья то и дело жаловались на огромные очереди и толкучки. Эпицентром событий стали улица Большая Покровская и площадь Минина и Пожарского. «Только посмотрите на эту толпу! Яблоку негде упасть. Последний раз столько народу было разве что на День города», — писали очевидцы в социальных сетях.
Кроме того, нижегородцы, решившие активно провести выходные, оказывались в огромных очередях на разных спортивных объектах. Например, столпотворение произошло на лыжной базе на Дубравной. Чтобы взять оборудование в прокат, людям приходилось стоять в очереди по 40 минут. Аналогичная ситуация сложилась на горнолыжном комплексе «Хабарское». По словам очевидцев, многие нижегородцы игнорировали масочный режим и не соблюдали социальную дистанцию.
Наибольший резонанс в сети получила ситуация на стадионе «Динамо». Желающим попасть на каток приходилось стоять в очереди около часа. Здесь также забыли про маски и дистанцию. Этим инцидентом заинтересовались региональные власти. Как рассказали NewsNN в пресс-службе правительства, министр спорта Нижегородской области Артем Ефремов поручил провести проверку на стадионе «Динамо».
Проконтролировать работу катка собираются в период наиболее повышенного спроса. При этом специалисты уже провели переговоры с руководством спортивного объекта. «По заявлению организаторов массовых катаний, все требования Роспотребнадзора внутри периметра стадиона „Динамо“ соблюдаются в полном объеме», — отметили представители нижегородского Минспорта.
Конечно, в период новогодних праздников определенный контроль за соблюдением режима повышенной готовности был. По данным департамента региональной безопасности, сотрудники исполнительной власти, органов МСУ, полиции, Росгвардии проверили 194 развлекательных заведения (магазины, рестораны, кинотеатры, катки и пр.). Выяснилось, что мерами безопасности пренебрегали 19 заведений. Всего было выявлено 53 нарушения, возбуждено 19 административных дела и проведено 193 профилактические беседы.
Однако в пресс-службе нижегородского правительства и ГУ МВД не смогли ответить NewsNN на вопросы о том, какие санкции применялись к гражданам за массовое скопление на улицах с 31 декабря по 10 января.
Можно ли было избежать столпотворения?
Встает вопрос: могли бы более жесткие меры предотвратить народные гуляния на Новый год? По мнению заведующего кафедрой философии, социологии и психологии управления Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Светланы Тихониной, карательная политика и разгоны людей на улицах могли спровоцировать агрессивные настроения в обществе и увеличить число контактов (только уже не в центре города, а в квартирах).
«Новый год — это традиционное ожидание радости, чуда, сказки во всех социальных слоях населения. Особенно это важно для молодежи. У нее ценность здоровья в общей структуре находится не на первом месте, конечность бытия мало осознается. В молодости мы все бессмертные, а социальный опыт по потере близких мал. Зато у молодежи повышена ценность общения и друзей. В момент радости они стремятся присутствовать в группе (особенно после нахождения на дистанционке). Момент единения праздника отодвигает на задний план опасность», — заявила Тихонина в разговоре с NewsNN.
Специалист рассказала, что людей более старшего возраста также можно было встретить на улице. «Они, наверное, просто устали бояться. Плюс подогрев дозами алкоголя, который так или иначе присутствует в праздники, снижает осознанность поведения. Также лепту вносит информация, что на воздухе вирус не распространяется. Поэтому скопление людей не учитывается. Предотвратить такое поведение очень сложно, ведь все вышеперечисленное — социально-психологическая реальность», — подчеркнула Тихонина.
По ее словам, властям следовало бы рассредоточить людей в пространстве (что они и пытались сделать). «Жесткие запреты вызовут только агрессию. Можно попробовать распределить внимание граждан на разные островки. Чтобы люди ехали не только в центр. Если закрыть все кафе, магазины и прочее, то может быть катастрофа. Так только обострится ситуация в обществе», — заключила завкафедрой.
Ожидать ли всплеска заболеваемости?
В пресс-службе управления Роспотребнадзора по Нижегородской области сообщили NewsNN, что в период праздников традиционно происходит стабилизация ситуации, а после — рост. В начале января в регионе отмечалась циркуляция респираторных вирусов не гриппозной этиологии, а случаи гриппа не регистрировалось. При этом некоторые эксперты считают, что снижение заболеваемости в новогодние каникулы связано с тем, что люди просто не обращались к врачам и лечились самостоятельно.
Прирост коронавирусных больных из-за новогодних праздников не исключает и заведующий кафедрой инфекционных болезней ПИМУ Виктор Краснов. В разговоре с NewsNN он отметил, что многие нижегородцы прислушались к рекомендациям инфекционистов, вирусологов и провели новогоднюю ночь в узком семейном кругу. «Но подъем заболеваемости респираторными вирусными инфекциями после праздников — это вполне обычная ситуация. В каникулы люди традиционно много общаются, контактов довольно много», — заявил Краснов.
В свою очередь, директор института биологии и биомедицины ННГУ имени Н. И. Лобачевского Мария Ведунова рассказала NewsNN, что не столько опасны уличные прогулки, сколько посещение гостей. «Несомненно, когда мы приходим домой к человеку (который еще не знает, что болен), то есть вероятность заразиться. В гостях нам передают столовые приборы и другие предметы, мы трогаем ручки дверей. Хотя, если человек живет с больным, то он может создать условия, чтобы не заразиться. Например, протирать ручки дверей, выделить отдельные столовые приборы», — подчеркнула специалист.
По ее мнению, сейчас в Нижегородской области наблюдается небольшой подъем заболеваемости, и связано это с последними декабрьскими днями. «Было большое число рабочих встреч и дел. Многие люди, заболевшие на Новый год, не отслежены статистикой. И это нормально. Вообще праздники способствуют торможению эпидемий и пандемий. После того, как в нашей стране ввели большие новогодние праздники, сильно снизилась заболеваемость гриппом. Потому что происходит разрыв эпидцепочки», — считает Ведунова.
Также она обратила внимание, что в нижегородском регионе растет смертность, несмотря на «спокойный» уровень заболеваемости. «Не очень понятно, как меняются схемы лечения пациентов, какие препараты им назначают, кто работает к covid-госпиталях. Хочется верить, что к весне все пройдет. Сейчас много контактов, высокая заболеваемость, поэтому, как только сформируется пул переболевших (то есть людей с антителами), то эпидситуация сразу стабилизуется. По-другому не будет», — поделилась прогнозами директор института биологии и биомедицины ННГУ.
Наступившие холода помогут победить коронавирус?
На прошлой неделе в Нижегородскую область пришли настоящие русские морозы. По словам Ведуновой, холода благоприятно скажутся на эпидситуации. «Вирус передается с той воздушно-капельной смесью, которую мы выдыхаем. Она оседает на разных поверхностях. Поэтому легче всего заразиться через ручки дверей, поручни в общественном транспорте и при близких контактах. Чем ниже температура за бортом, тем лучше. Воздух очень холодный и эти капельки замерзают мгновенно. То есть они распространяются на очень маленькое расстояние. У вирусов нет крылышек, они не летают. При морозе воздух становится суше, и это тоже способствует иллюминации вирусных частиц из окружающей среды. Эта погода прекрасна для эпидситуации», — отметила она.
При этом заведующий кафедрой инфекционных болезней Приволжского медуниверситета подтвердил, что морозы не являются фактором повышения заболеваемости. «Но ежегодно мы отмечает рост числа вирусных респираторных инфекций уже после отступления холодов. Низкая температура воздуха — это серьезный стресс и испытание для организма человека, в такие моменты он работает на пределе. К потеплению мы приходим со сниженной адаптацией, организм хуже сопротивляется вирусам и микроорганизмам, заболеваемость в этот период традиционно начинает расти», — заключил Краснов.