«Они живут для высшей цели». Разговор с антропологом о современных старообрядцах

26 ноября 2020, 13:14
В этом году исполнилось 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума Петрова, яростного противника реформ патриарха Никона, которые в свое время раскололи страну. И Никон, и Аввакум были уроженцами Нижегородской области. Примечательно, что наш регион впоследствии стал едва ли не главным центром старообрядчества.

Почему произошел этот раскол? Как жили старообрядцы в царской России, при Советах, и как живут сейчас? Эти вопросы NewsNN задал антропологу, автору проекта «Кержаки» Маргарите Алмазовой.

Что такое раскол?

Раскол — очень сложная тема, сейчас интерес к ней возрастает. Само событие произошло в XVII веке, но предпосылки были и ранее. Во времена царствования Алексея Михайловича (Тишайшего) был организован кружок «ревнителей древнего благочестия», который занимался вопросами веры и устранения ошибок в церковных книгах. Книжная справа — редактирование богослужебных книг — одна из причин раскола (разница переводов, ошибки при переписывании и пр.).

Суть раскола в том, что патриарх Никон предложил принять греческий устав, который был сформирован гораздо позднее, чем византийский. Русь была крещена, унаследовав именно второй. Но Византия пала под натиском Османской империи, и как таковой церковный устав сохранялся только на территории Руси. Но был еще и греческий устав. Греки придерживались несколько иных канонов, также называя себя православными. Вот их традиции и предлагал принять Никон.

Расхождения касались следующий ритуалов: на Руси ходили «по солнцу», по новому уставу — против солнца, на Руси говорили два раза «аллилуйя», греки — три. Крестились двумя перстами, а по новому уставу надлежало — тремя. «Исус» писали с одной «и», а стали с двумя — «Иисус». Эти и другие догматические вещи — еще одна причина раскола. Нужно понимать, что для религиозных людей «раскол”- одно из самых страшных событий в жизни.

Почему сейчас такое внимание к расколу? Потому что сейчас схожее время — время, когда одно отмирает, и на смену ему приходит другое. Перемены не могут не волновать. Мы в входим в новую цифровую эру, не осознав еще своего положения, статуса и места в жизни.

Из каких сословий были старообрядцы?

До середины XVII века иных правил веры в России не существовало, поэтому и все сословия, все русские были, по сути, старообрядцами. Простой, малограмотный, народ, как правило, быстрее привыкал к изменениям. Старую веру сохранили в основном более образованные слои населения.

Старообрядцы сберегли немало знаний и ремесел. Хохлома, мстера, палех, павловопосадские платки — многие были сохранены общинами старообрядцев.

Почему старообрядцы бежали в Семенов?

Старообрядцы бежали не только в Семенов, но и в другие места. Просто Нижегородская область — один из главных центров. Первая причина этого — наличие огромного лесного массива и малоплодородных почв, которые никто не обрабатывал. До старообрядцев на нижегородской земле было много разбойников и беглых стрельцов. Территории были малообитаемые, опасные.

Вторая причина — пришедшие сюда соловецкие монахи-раскольники. По факту не было священников, они были упразднены. И вдруг здесь, спустя 8 лет после раскола, появляются монахи, которые ведут службы и собирают соборы.

Почему это так важно?

Монахи скрывались, бежали, на одном месте долго не жили. Зная это, люди пытались сюда прийти и быть ближе к ним. Старообрядцы считали, что наступило «последнее время», что двурогий Антихрист пришел (кстати, Петра I в книгах так и называли — «антихрист»). Бросали свои дома, бросали хозяйство и уходили к тем, кто мог их причастить, исповедать, перекрестить в последний путь.

Было эсхатологическое мышление. Люди от страха уходили, как им казалось, в сакральное место. Это если говорить очень обывательски.

Сколько скитов было около Семенова?

Больше 100 скитов было на Керженце. Точно мы знаем 90, но на самом деле было больше, потому что 1-2 домика — тоже считались поселением.

Скит — это где живут именно монахи или вообще, верующие?

Вообще. Но там должна быть идейность какая-то. Если идейности нет — это просто деревня. В скиту все-таки люди соединяются не по географическому принципу, а по идеологическому.

У скитов была особая планировка, чтобы не допускать чужаков: ограждения, радиальная стройка. Скит — это несколько келий или отдельный монастырь. Скиты могли быть очень большими. Например, Оленевский скит насчитывал пять кладбищ. Мы можем делать вывод, что поселение было большим и имело несколько обителей. В Комаровском скиту было до 2 тысяч насельников — очень большое поселение.

Они сохранились до наших дней?

Многие скиты просуществовали очень долго. Последний скит был разрушен в 40-е годы ХХ века. Еще в 1932, 1938 можно было еще найти остатки скитов. Литераторы, путешествуя по Керженцу в начале века, описывали скиты: Мельников-Печерский, Короленко, Зинаида Гиппиус. Фотограф Дмитриев приезжал.

Сейчас у нас (в Заволжье, — прим. ред.) действующий Малиновский скит, бывший Бугровский монастырь. В нем проходят служения древлеправославного толка. Еще момент такой: есть поповцы, есть беспоповцы. Вот Малиновский скит — священнический. Но есть очень много старообрядцев, которые считаются беспоповцами. Они не приемлют священства после раскола. Они также ведут службы. Занимаются издательским делом, это очень серьезная организация.

Каким образом старообрядцев преследовали?

Было три волны гонений: «Питиримово зорение», «Мельниково зорение”и «зорение большевиков». Запреты были всегда. Жители деревень помнят, как во времена советской власти запрещали ставить детей на клирос: «молитесь, но детей туда не заводите». В результате такого давления разрывается связь, преемственность. Те дети, которые выросли на клиросе, они знали церковное пение, а те, которых сняли, уже не могли его усвоить. Но многие общины прятали детей на клиросе. Там специально делали ниши, чтобы их оставлять. Или на клирос заходило до 60 человек — чтобы не было видно детей.

То есть были проверки?

Они и до советской власти были. Например, чиновник Мельников-Печерский запрещал обновлять часовни. Вот крыша начала протекать, ты ее подремонтировал, тебя уже могли осудить. Это было запрещено.

Пару слов про Мельникова-Печерского? Он прибыл сюда для борьбы со старообрядцами?

У него в Семенове похоронена мать, его дедушка владел землями на территории Семеновского уезда. Он хорошо знал эти места и чувствовал культуру этого места, эту особенность. Он ходил в церковно-приходскую школу, потом выучился в Казанском университете и стал чиновником. Он ездил с ревизиями по скитам, препятствовал тому, что мы называется «принимать постриг». Описывал эти скиты, зорил (разорял) — вывозил ценности, иконы.

Мельников-Печерский писал, что старообрядцы сами по себе никакого вреда государству не несут. Но вот эта необустроенность, неучетность, их полулегальная деятельность — она препятствует стройному устройству государства. Ведь под маркой старообрядцев в леса уходили разные люди: разбойники, воры. От паспортов они отказывались, их было трудно найти. Ушел дезертир из армии, а тут — старообрядческая деревня… Подробное описание работы Мельникова можно прочесть в «Отчетах о современном состоянии раскола».

Книги «В лесах» и «На горах» можно считать документальной?

Книги очень интересные, написаны на реальных событиях. Благодаря Мельникову-Печерскому мы знаем культуру, песни, одежду, факты. У него описаны реальные деревни. Конечно, это литературное произведение, но сохранилось много документов, даже есть карты скитов с домиками. Не было бы этого чиновника-писателя, мы бы многое не узнали.

Как жили старообрядцы в скитах?

Как и сейчас — в трудах и молитве, если это монахи. Единственное, что не было у них специальных помещений. Фактически, они жили в лесу, как Агафья Лыкова. Почему она так интересна? Можно представить, как жили люди один на один с природой, в тайге. Она являет собой стойкость, позитив. Удивительно, но в глазах нет ни капли уныния.

Чем старообрядчество еще уникально: с них сняли анафему только в XX веке. А до этого 300 лет они не растерялись, не потерялись, а дошли до наших дней со своими традициями, обрядами, со своей церковностью. Это уникальное явление. Люди сохранили общину и уставы по зову души.

Еще одна уникальность — те, что узнал про старообрядчество, уже не могут делать вид, что этого не существует. Эта тема затягивает. Она заставляет искать, копать, дальше углубляться в свои корни, заставляет думать.

В советское время на фоне общих гонений про них даже как-то позабыли. Они воспринимались как глухая старина. А верующих было не меньше. В годы войны озеро Светлояр было черное от платков, оно считалось такой старообрядческой святыней.

Я слышала, что люди ползали вокруг озера на коленях — это действительно так?

Они давали обет и оползали вокруг озера, чтобы спасти своих сыновей, мужей, отцов. Очень многие приезжали на Светлояр, именно с целью дать обещания, обеты. Молились в лесу, больше было негде. Такой лесной алтарь. И они воспринимали это не как озеро, а как храм. Вообще эту легенду об озере Светлояр записали старообрядцы-бегуны и на соборе ее зафиксировали. Так что это был крестный ход вокруг храма, вокруг святого града. И тоже по часовой стрелке.

Как живут старообрядцы сейчас?

Конечно, это современные люди. Со своими желаниями, мыслями. Но они живут не для себя, а для какой-то большой цели. В век, когда люди думают о теле и материальном, старообрядцы занимаются тем, что на них лично никак не скажется. Я не хочу сейчас имена называть, но сейчас мы таблички на святых местах реставрируем — куча людей дали деньги, поехали их устанавливать. Что их толкает — я не знаю. Очень многие занимаются домашним хозяйством — ну это вообще всем православным свойственно.

В каких отношениях с РПЦ?

В самом начале ХХ века император Николай даровал людям свободу вероисповедания. Старообрядцы могли больше не скрываться.С этого момента их отношения с РПЦ выстроились как абсолютно спокойные, без критики и давления. Множество старообрядцев перешли в РПЦ в виду того, что совершались браки — венчание.

Как относятся к абортам, сексу до брака?

Старообрядцы — это христиане, поэтому отношения до брака и аборты — запрещены. Все заповеди должны соблюдаться строго.

А тату, пирсинг?

В этом вопросе я не разделяю старообрядцев и РПЦ, так как мнение едино: человек не может менять свой облик. У старообрядцев эта тема наиболее строгая: нельзя брить бороды, стричь волосы, красить ногти. И, соответственно, нельзя делать татуировки и пирсинг.

Соцсети тоже под запретом?

Социальные странички ведут многие старообрядческие общины. Они ведут активную социальную жизнь, выпускают газету, снимают фильмы. Как и все современные люди.

И напоследок, какие объекты, связанные со старообрядчеством, можно посмотреть в Нижегородской области?

В Нижегородской области есть масса мест, связанных со старообрядчеством: действующий Малиновский скит, два больших храма в Нижнем Новгороде, а также керженские скиты, куда я вожу экскурсии. Последние — один из центров русского старообрядчества, почитаемый во всем мире.

#Светлана Попова #Интервью
Подпишитесь