«Сложно промолчать»: Нижегородский Бэнкси о смерти Славиной и плитках с политиками

14 ноября 2020, 09:20
За последнее время в Нижнем Новгороде стали известны многие уличные художники. Один из них — Нижегородский Бэнкси, чьи плитки с изображениями знаменитостей регулярно появляются на улицах города. NewsNN поговорил с анонимным автором об арт-объектах с политиками, смерти Ирины Славиной и современном искусстве.

— 2 октября главный редактор Koza.Press Ирина Славина устроила акт самосожжения около здания нижегородского ГУ МВД. Через некоторое время вы сделали плитку с изображением журналистки, почему?

— Сложно было промолчать после трагедии со Славиной. Я всегда уважал ее за непримиримость и убежденность. Не стеснялась высказать свою точку зрения — так и должен вести себя свободный человек в нормальной стране. После того страшного видео несколько дней ходил сам не свой. Решил, что моя плитка будет «намеком» на то, что на дом, где жила Славина, нужно установить полноценную памятную доску.

— Но через сутки плитку с фотографией Славиной уничтожили. Что вы почувствовали в этот момент?

— Я был готов, что ее быстро собьют, потому что в соцсетях было больше отрицательных отзывов о плитке. Даже спрашивали — где этот дом, обещали сбить. Так и получилось. Вообще почти все мои плитки, даже безобидные, посбивали — или на сувениры, или в силу недовольства. Часто писали, что вместо западных музыкантов должны быть отечественные — вот такой тухлый патриотизм! Повторную плитку со Славиной (если сделаю), то просто передам в редакцию Koza.Press. Пусть находится там в неразбитом состоянии.

— Вы стали известны благодаря плиткам с изображениями музыкантов. Почему вы вдруг поменяли курс? Собираетесь ли теперь делать плитки с другими известными деятелями, например, политиками?

— У меня были не только музыкальные плитки. Я плавно перешел на социальную тематику, хотя музыканты там присутствовали. Они и дальше будут появляться, но возникают новые идеи. Вот сейчас мысли крутятся вокруг несуразных изречений наших политиков (3 плитки). Но изображены сами они не будут — незачем пиарить.

— Как вообще происходит процесс создания плитки? Сколько времени требуется от идеи в голове до наклеивания арт-объекта на здании?

— По времени не засекаю, сколько делаю плитку. Главное, чтобы окончательный вариант мне понравился. Могу очень долго менять что-то, особенно в коллажах. Но если самому нравится, значит, добрались до финальной точки.

— А как вы выбираете дома, на которых появится плитка? Есть ли какая-то система?

— Дома выбирать сложно, потому что музыкальные звезды в Нижнем Новгороде не были, исторически с ними ничто не связано здесь. Со Славиной думал сначала повесить напротив здания МВД, но там банк и магазин, стены отделаны металлическим панелями — совсем не подходило место. Тогда съездил к дому, где она жила…

— Как вы оцениваете современное уличное искусство?

— Уличное искусство обожаю! Три раза смотрел фильм «Выход через сувенирную лавку» режиссера Бэнкси и понял, что обязательно отмечусь в этом жанре. Мне нравится дух неформальности, отсутствие выставочных залов и кураторов. Вешай, и увидят, кому нужно и ненужно. Нет никаких «разрешительных институтов». А вот стрит-арт с разрешения районных чиновников мне не очень понятен. Я люблю искусно сделанные рисунки на старых деревянных домах, но сам факт «получения разрешения» на них — не мое. Не хочу получать разрешения, неформальность умирает. У нас в Нижнем много уличных художников, я их уважаю. Но такого, чтобы сказать «Это круто!», я не вспомню. «Синий Карандаш» оригинален. Вот и я хотел изобрести что-то совсем необычное, чего вокруг не видел.

— Почему вы не раскрываете своего настоящего имени? Можете поделиться, чем вы занимаетесь помимо создания плиток?

— Я работаю. Не художником. Свое имя не раскрою, если только кто-то не «поможет» в этом, например, полиция. Неформальность обязывает заниматься анонимно. Так больше творческих возможностей, и на подсказки и заказы можно не обращать внимания. Есть парочка плиток, которые пока не рискую вывешивать (с Pussy Riot, про обнуление и присоединение Крыма).

#Эксклюзив #Мария Грехова #Интервью
Подпишитесь