Posted 21 октября 2020, 15:42
Published 21 октября 2020, 15:42
Modified 3 ноября 2022, 18:51
Updated 3 ноября 2022, 18:51
Первые платные парковки в Нижнем Новгороде появились в 2016 году на улице Рождественской и возле Московского вокзала. Чуть позже, в 2018 году, — на площади Горького и улице Ковалихинской. А теперь власти намерены превратить в сплошную платную парковку практически весь центр города — до конца этого года появится 7 400 машино-мест по 119 адресам.
Парковочная сеть будет создана в рамках концессионного соглашения, заключенного между мэрией и ПАО «МегаФон». В пресс-службе компании отметили, что первые тестовые стоянки появятся на улицах Белинского, Большая Печерская, Горького, Добролюбова, Нестерова, Октябрьская, Ошарская, Пискунова, Чкалова, Ковалихинская, Окском съезде, а также на площадях Горького и Революции. Несколько из них будут закрытого типа.
По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра Герасименко, в городе уже вовсю ведутся работы по обустройству платных парковочных мест. Рабочие наносят разметку, устанавливают специальные знаки, паркоматы и дорожные камеры. В это время парковки будут работать в тестовом режиме, плата за стоянку взиматься не будет. По планам, в полную силу они заработают уже в ноябре этого года. При этом Герасименко подчеркнул, что, пока не будет принят весь комплекс работ в полном объеме, администрация города «не даст отмашку» концессионеру на запуск стоянок.
Новость о создании сети платных парковок разделила нижегородцев на два лагеря. Одни совершенно убеждены в необходимости таких мер. По их мнению, сейчас в центре города постоянно возникают стихийные парковки на обочинах дорог. При этом улицы там слишком узкие, и из-за стоящих автомобилей часто возникают пробки, не могут проехать трамваи, а экстренные службы — завернуть во двор.
Другие же считают платные парковки недопустимой мерой. Сторонники этой позиции приводят целый ряд аргументов.
Во-первых, горожане считают, что, прежде чем вводить платные парковки, нужно было разобраться с проблемами общественного транспорта. Чтобы часть автомобилистов смогла отказаться от машин, не потеряв при этом в комфорте.
Во-вторых, пандемия не прибавила населению денег. И введение платных стоянок именно сейчас, когда многие переживают финансовый кризис, выглядит по меньшей мере нелогично.
В-третьих, центр Нижнего — это место большого скопления медицинских и госучреждений, офисов и магазинов. И появление здесь платных парковок, по мнению многих нижегородцев, нарушает права тех, кто вынужден часто туда ездить. Например, работников таких учреждений, которые не готовы платить за восьмичасовую стоянку пять дней в неделю.
Некоторые нижегородцы даже считают, что из-за платных парковок может вырасти заболеваемость COVID-19. Так, Алексей Кутаев написал в Facebook: «Я против платных парковок в такое время и в таком виде! Автомобиль не роскошь. И автомобилист — не дойная корова. Авто способствует нераспространению заразы. Что ни говори, а автобус в час пик — лучший способ подцепить инфекцию. И надо бы способствовать, наоборот, использованию авто на этот период, а не вводить платные парковки в местах максимального скопления медучреждений и государственных органов власти».
Но больше всего были возмущены жители центра города. Так, один из них, нижегородец Александр Котюсов публично обратился за помощью к гордуме на своей странице в Facebook:
«Город последние лет 20 активно и точечно застраивался в центре. Делалось это с согласия властей. В центре куча высоток, у которых совсем нет придворовой территории и мест для парковок. Ставить машину местным жителям можно только на улице близ дома, на обочине проезжей части. С ноября они должны будут либо платить по полной программе, либо им будут прилетать штрафы. Это несправедливо! Для таких жителей должны быть определенные условия размещения своих машин. Льготный тариф, нулевой ночной тариф, абонементы на годовую парковку и прочее. Но пока об этом ни слова, и это удручает. Мне кажется, что городская власть, прежде чем включать платный режим, должна поговорить с жителями, ответить на их вопросы, выслушать предложения. Надеюсь, такой разговор произойдет. Должна подключиться и городская Дума».
Чиновники оставили этот пост без внимания. Зато опасения жителей озвучил перед мэрией и «МегаФоном» руководитель Нижегородского отделения ОНФ Алексей Алехин. Он настоял, чтобы до запуска тестовых платных стоянок обязательно был продуман вопрос парковки социально-незащищенных слоев населения, автомобилей экстренных служб и жителей близлежащих домов.
«Мы осознаем, что решение о введении платных парковок в центре Нижнего Новгорода уже принято. И сама по себе эта мера выглядит необходимой и понятной — нужно разгружать город от наплыва транспорта. Но решение выглядит недостаточно проработанным. Оно вызывает большое количество вопросов, поэтому предлагаем мэрии доработать все необходимые регламенты до введения платных парковок», — заявил Алехин, напомнив, что по закону полная информация по парковкам должна быть предоставлена гражданам не позднее, чем за 30 дней до введения оплаты.
В пресс-службе администрации города корреспонденту NewsNN ответили, что уже занимаются разработкой порядка предоставления льгот на парковку гражданам, включая местных жителей. Что касается тарифов платных стоянок, они еще не определены. Этот вопрос пока находится на обсуждении.
История с платными парковками в центре города не нова. Такую практику давно применяют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. Их внедрение вызывало такую же реакцию общественности, какую сейчас мы наблюдаем в Нижнем. Однако статистика говорит сама за себя, заявляют в «МегаФоне», ссылаясь на данные Мосгортранса.
Так, в Москве с 2012 года (год запуска сети платных парковок, — Прим. ред.) на 12% увеличилась скорость движения автомобилей по центру города, на 64% снизилось количество нарушений правил парковки, на 25% уменьшилось число машин в пределах Садового кольца, в два раза сократилось время прибытия машин скорой помощи.
По словам Герасименко, в нашем городе платные парковки принесут точно такие же результаты. Он уверен, что создание единого парковочного пространства позволит «увеличить пропускную способность дорог и снизить нагрузку на уличную сеть путем сокращения потоков личного транспорта». В конечном счете это положительно скажется и на экологической обстановке города, уверен он.
Директор Нижегородского отделения компании «МегаФон» Максим Бартыков также отметил, что данный проект в конечном счете не только положительно повлияет на дорожное движение, но и обеспечит комфортное передвижение пешеходов и велосипедистов.
«Мы находимся в плотном контакте со всеми вовлеченными сторонами — администрацией, профильными ведомствами и Центром обеспечения безопасности дорожного движения, чтобы помочь нижегородцам комфортно пройти через эти изменения», — добавил Бартыков.
Он также рассказал, что для удобства жителей компания разработала несколько видов оплаты парковочного места: с помощью квитанции, через СМС-сообщения, через паркомат, мобильное приложение «Парковки в Нижнем Новгороде» или web-портал. Для контроля работ муниципальных стоянок будет создан городской центр управления парковками, который расположится на улице Бринского.
Что касается финансовой составляющей вопроса, то, по заверениям господина Герасименко, доход от платных парковок будет направляться на благоустройство, содержание дорожной сети и дворовых территорий.
Иными словами, все решения уже давно приняты — платным парковкам быть, несмотря на недовольства жителей. В горадминистрации нашему корреспонденту так и не ответили, рассматривались ли альтернативные решения, кроме муниципальных парковок.
А альтернатива есть и всегда была, считает руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин. По его словам, практика многих европейских стран показывает, что самый действенный способ избавить центр города от автомобилей — это полностью запретить парковку, а не взимать за нее плату. Однако на этот шаг можно идти только после того, как будет решена проблема неразвитой сети общественного транспорта.
«Администрация города должна разработать и строго следовать концепции развития города. Сейчас все делается хаотично. Вот ввели платные парковки, заявляя, что это уменьшит число машин в городе. Но при этом никак не простимулировали людей пересаживаться на общественный транспорт. Потому что его сеть абсолютно не развита, она неудобна и не заменит личный автомобиль. В той же Москве платные парковки дают хороший результат только потому, что там развит общественный транспорт», — пояснил Кузин.
Он добавил, что Нижний Новгород сейчас стоит на развилке — у нас все еще есть шанс стать комфортным городом. Но для этого вопросы городской инфраструктуры должны решаться системно и не «из кармана» жителей.