Posted 17 сентября 2020,, 11:03

Published 17 сентября 2020,, 11:03

Modified 3 ноября 2022,, 18:56

Updated 3 ноября 2022,, 18:56

Туризм и пандемия: эксперты рассказали, почему гости не едут в Нижний Новгород

17 сентября 2020, 11:03
Нижний Новгород плохо знают за его пределами из-за слабого информационного продвижения города. О низкой информированности потенциальных гостей единогласно заявляют эксперты, работающие в сфере туристических услуг. NewsNN попытался разобраться, почему Нижний остается информационно закрытым для туристов.

Очередной лакмусовой бумажкой для проблем, накопившихся в туристической сфере Нижнего Новгорода, стала федеральная программа, которую в народе прозвали «туристическим кешбэком». Летом 2020 года ее запустило Федеральное агентство по туризму. За путешествия внутри России путешественникам возвращали часть денег — от 5 до 15 тысяч рублей. Правда, отдыхающим поставили ряд условий: купить путёвку можно было лишь в течение недели — с 21 по 28 августа, а сама поездка должна состояться именно в этом году. Кроме этого, компенсация полагалась только за туры длительностью не менее пяти дней.

Для максимальной скидки — в 15 тысяч рублей — стоимость тура должна была быть не ниже 75 тысяч рублей. Минимальный кешбэк — 5 тысяч рублей — можно было получить за путёвку, цена которой составляла от 25 до 49 тысяч. Возврат на сумму 10 тысяч получал обладатель тура, потративший от 50 до 74 тысяч рублей.

По информации областного правительства, в программе по возврату средств участвовали девять местных туроператоров, а также 17 отелей и гостиниц. Более 40 туроператоров из других регионов страны и шесть круизных компаний предложили программы путешествий по Нижегородской области. Всего по региону было представлено более сотни туристических предложений. Областные власти положительно оценили программу, отметив, что она является «беспрецедентной поддержкой отрасли».

По данным департамента предпринимательства и туризма администрации Нижнего Новгорода, за неделю действия экспериментального проекта российские путешественники купили туры на 1,5 млрд рублей. При этом получить компенсацию стоимости было очень просто: отечественный турист получал кешбэк автоматически при оплате путешествия картой МИР. Экспериментальная программа охватила все регионы России, а туроператоры разработали много интересных предложений, сообщили в департаменте.

Вот только разработки эти не особо пригодились. Учредитель Ассоциации «Нижегородская гильдия экскурсоводов» Александра Шарова считает, что федеральный эксперимент закончился очень неудачно для столицы Приволжья.

«Мы не сумели создать ситуацию, при которой в Нижний Новгород захотели бы ехать люди. Наверное, мы не дорабатываем, наверное, нужно относиться к продвижению своего города и области более ответственно. Если поездки в Сочи и Краснодарский край исчисляются десятками и сотнями тысяч заявок, то в Нижний Новгород заявок было меньше ста. Я считаю эти цифры трагическими», — сказала учредитель гильдии экскурсоводов.

Она также отметила, что туристического сезона этим летом фактически не было. Если люди и ехали в Нижний Новгород, то не группами, а в индивидуальном порядке. При этом Шарова подчеркнула, что многие организации до сих пор не обслуживают группы туристов из-за пандемии коронавируса, а именно они и создают туристический поток в город.

Президент Нижегородской туристской лиги Елена Портнова подтвердила, что турагентства — участники программы остались недовольны результатом.

«Количество заявок, которое они получили, было у многих в пределах десяти. 10 заявок в результате большой подготовки этих программ: размещение их на ресурсе, трудовые, временные и денежные затраты (хоть и небольшие). Первый опыт оказался не настолько хорош, как ожидался, но коллеги все-таки собираются продолжить свое участие в этой программе», — рассказала Портнова.

Президент Ассоциации отельеров Нижегородской области Константин Клюев оценивает программу туристического кешбэка положительно, но считает, что она не охватывает всех сегментов рынка.

«Очевидно, что эта программа была очень полезна для Крыма, Краснодарского края, Сочи. Но наше направление, больше славится бизнес-туризмом. По данным компании TravelLine, всего 51 бронирование было за дни действия программы в отелях Нижегородской области. Наверное, нужно учесть различные направления туризма», — прокомментировал Клюев.

Одним из агентств, принимавших активное участие в программе, была туристическая компания «Роза ветров». Её генеральный директор Мария Свиридова с сожалением отмечает, что эффекта от вложенных в проект сил и средств получить не удалось. Специально для «туристического кешбэка» компания разработала пятидневные туры для организованных групп, но они остались невостребованными. Спросом пользовались двух-трёхдневные путешествия.

«Покупки были, но не через эту федеральную акцию. Я знаю, что сейчас разрешили сократить срок, и тогда у нас трёхдневки попадут в этот проект. Поэтому мы надеемся, что в следующий забег этой программы мы уже сможем принять полноценное участие», — сказала Свиридова.

Больше всего замечаний к реализации программы «туристического кешбэка» у генерального директора одной из старейших и крупнейших туристических компаний Нижнего Новгорода «ЭГНА» Марка Эвина. Его компания занимается организацией туров по столице Приволжья и Нижегородской области самого разного формата, начиная от индивидуальных экскурсий и заканчивая еженедельными сборными путешествиями.

Эвин утверждает, что программа «туристический кешбэк» была организована очень плохо, и найти тур в Нижний Новгород через сайт «мирпутешествий.рф» было сложно даже самому пытливому пользователю.

«На сайте программы было два раздела, где предлагалось выбирать либо оператора, либо экскурсионные маршруты в Нижний Новгород. В обоих разделах были представлены туроператоры. В раздел „экскурсионные туры“ вообще не были заведены именно туры. Там тоже были перечислены порядка 50 операторов, и выбрать того, кто реально, а не номинально отправляет в Нижний Новгород, практически невозможно. А реальных таких операторов было три-четыре. Все остальное — пустая вода. Мы на третьи сутки добились, чтобы мы там появились», — говорит руководитель «ЭГНА».

Еще одним недостатком Эвин считает отсутствие массовой рекламы Нижнего Новгорода и его достопримечательностей. Вместе с недостатками информации, размещенной на федеральном ресурсе, это привело к тому, что программа не достигла своей цели, считает он.

«В Нижегородской области ничего не делается для того, чтобы пропагандировать Нижний Новгород и его уникальные достопримечательности. На российском уровне сайт этот был представлен ужасно, не помогал людям искать то, что им нужно. Эта программа должна была увеличить наши продажи по России, но она не достигла своей цели абсолютно. Если не будут учтены эти ошибки, то нас опять ждет провал. Причем региональным властям надо готовиться к продолжению программы уже сейчас. А во-вторых, нужно пропагандировать Нижний Новгород на российском и международном уровне», — подчеркнул гендиректор.

Директор ИП «Кулюкаева» Татьяна Кулюкаева считает, что туристы приезжают в Нижний Новгород максимум на выходные. Этим летом наплыв гостей в её хостел начался с 20 июля. Загрузка была высокой до сентября, так как люди сильно истосковались по отдыху, говорит предприниматель.

Кулюкаева отмечает, что в основном люди приезжают в Нижний Новгород на одну-две ночи и считают, что в городе им нечего посмотреть. Как и предыдущие специалисты, владелица хостела говорит, что для развития туризма в столице Приволжья делается недостаточно. Чтобы исправить ситуацию, необходимо заимствовать опыт других городов, развитых в плане туристической привлекательности.

«У нас тоже есть много чего, на что можно посмотреть и даже больше, чем в других, более мелких городах, входящих в Золотое кольцо. Но туризму Нижнего Новгорода не хватает проработки — всё это нужно правильно представить, чтобы люди захотели к нам ехать. Нижний Новгород сегодня не может предложить отечественным туристам качественный продукт. Например, маршруты для молодежи, из которых они будут узнавать, какие объекты им стоило бы посетить. Маршруты для православных, для взрослых, детских групп», — говорит предприниматель.

С таким мнением согласна президент Нижегородской туристской лиги Елена Портнова. Она тоже считает, что столица Приволжья плохо известна широкому кругу потенциальных туристов. «Многие путают Нижний Новгород с Великим, не знают, что можно посмотреть в Нижегородской области. Регион мало известен, люди в массе своей плохо информированы о его туристическом потенциале. Прежде чем начинать такие программы по продвижению, нужно рекламировать регион в целом», — отмечает Портнова.

С мнением этого эксперта соглашаются Мария Свиридова и Александра Шарова. Собеседники NewsNN уверены, что к продвижению Нижнего Новгорода и области нужно подходить с большей ответственностью.

Несмотря на первую неудачу, большинство участников нижегородского туристического рынка смотрят в будущее с оптимизмом. Туркомпании и отели намерены продолжить участвовать в федеральном «кешбэке». Тем более, что российские власти обещают доработать проект.

«Это беспрецедентная поддержка отрасли. В настоящий момент Ростуризм прорабатывает вопрос продолжения программы, существенно доработав условия. Планируется расширить сроки продаж, а также сократить минимальное количество ночей до двух, что будет очень актуально для Нижегородской области, поскольку один из самых популярных туристских продуктов в регионе — туры выходного дня», — информирует областное правительство.

На позитивные результаты программы надеются и в городской администрации. В департаменте туризма уверены, что жителей других регионов страны наверняка заинтересует ежегодный фестиваль «Горьковская ёлка» и они приедут в Нижний Новгород в период новогодних и рождественских каникул.

"