Так, психолог Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Роман Кедр говорит, что с инфраструктурой для незрячих в столице ПФО большие проблемы. Даже там, где вопросу адаптации инфраструктурных объектов уделялось много внимания, случаются ошибки.
Кедр привел в пример железнодорожный вокзал, который был реконструирован к Чемпионату мира по футболу 2018 года за миллиард рублей. В рамках работ в здании были установлены тактильная плитка и лифт к платформам, адаптированный к потребностям людей с ограниченными возможностями. Однако, по словам эксперта, людям со зрительными нарушениями все еще сложно ориентироваться на вокзале без посторонней помощи.
«Вы заходите в сам зал, находите направляющую и идете по ней. Она ведет в сторону выхода на первую платформу, но доходит до пункта проверки, затем почему-то она его огибает, поворачивает налево, опять идет в сторону первой платформы и поворачивает направо. Если ты идешь по этой направляющей, ты утыкаешься в торец, где нет выхода. Если ты первый раз и не сориентировался, то идя по этой направляющей, ты врезаешься непонятно во что», — рассказал Кедр.
Он также отметил, что несмотря на наличие специального туалета и лифта для инвалидов, дойти до них очень сложно. Направляющих к ним просто нет. «По сути, человек априори должен знать, что там есть туалет. Но даже я, зная, где он, порой затрудняюсь его в одиночку найти. Это явные ошибки, которые трудно не заметить», — добавил собеседник NewsNN.
Чтобы выяснить, почему так вышло при реконструкции и планируется ли исправлять ошибки, NewsNN направил запрос в пресс-службу «Горьковской железной дороги». На момент публикации материала, ответ в редакцию не поступил.
Председатель Приволжской местной организации ВОС Вячеслав Царегородцев отмечает, что большинство инвалидов уже смирились с тем, что многие объекты не адаптированы для инвалидов или сделаны так, что ими невозможно пользоваться. При этом он не припомнит, чтобы к работе над проектированием или созданием объектов привлекали представителей общества слепых.
«Тот же самый автовокзал „Щербинки“. На этапе строительства вообще никакие организаций инвалидов не приглашали. В прошлом году мы выезжали с представителями прокуратуры, общественной палаты и выяснили, что там нет ориентиров, чтобы незрячий человек без посторонней помощи пришел, купил билет на автобус, смог воспользоваться туалетом, сесть в транспорт и уехать. В результате, там кое-что доработали: сделали пандус, даже где-то плитка тактильная появилась, круги в некоторых местах для слабовидящих», — рассказал Царегородцев.
Он также привел в пример надземный пешеходный переход возле остановки «Университет» на проспекте Гагарина. Как отметил руководитель нижегородского общества слепых, он строился с учетом потребностей инвалидов, на деле же переходом сложно пользоваться не только им, но и вполне здоровым мамам с колясками.
О сбоях, происходящих на всех этапах строительства или реконструкции инфраструктурных объектов, рассказал и руководитель НРООИ «Ковчег» Роман Пономаренко. Он работает в отделе «Доступная среда» Стратегии развития Нижегородской области. В последнее время там изучают типичные ошибки проектировщиков и подрядчиков, которые делают городскую среду недоступной для инвалидов.
Пономаренко говорит, что реконструкция, строительство или перепланировка объектов невозможна без составления паспорта их доступности. Для этого необходима подпись организации инвалидов, действующей на территории, где ведутся работы. Однако многие компании не обладают нужной квалификацией и не могут посоветовать ничего дельного. В результате процесс согласования носит формальный характер, что называется «для галочки».
«Если говорить о ярких примерах плохой инфраструктуры для инвалидов-колясочников, то в кремлевском „Арсенале“ есть крутой пандус без перил. Заехать по нему нельзя, так как он небезопасный — с него можно упасть. Подобные объекты по городу часто встречаются. Конечно, не все везде плохо, но проблему нужно системно решать», — говорит руководитель «Ковчега».
Пономаренко считает, что сделать городскую среду доступной и гармоничной поможет универсальный дизайн. Это понятие прописано в Конвенции о правах инвалидов ООН и предполагает внедрение решений, удобных не для какой-то категории людей, а для всех.
«Допустим, для слабовидящих в парке можно сделать не желтые некрасивые и неудобные некоторым тактильные плиты, а добавить в мощение всего один кирпич другого цвета с рифленой поверхностью. Это будет удобно и мамочкам с колясками, и здоровым людям, идущим с гаджетом и не глядящим себе под ноги», — рассказал Пономаренко.
Он также сообщил, что отдел «Доступная среда» уже разработал целый пакет предложений, позволяющих изменить ситуацию в городе. В частности, планируется обучать проектировщиков, заказчиков и представителей общественных организаций правильной адаптации объектов благоустройства.
Пономаренко говорит, что некоторые предложения им уже удалось внедрить в рамках программы #Среда800. Так, проведена работа с создателями проекта благоустройства парка «Швейцария», Александровского сада и других пространств. Руководитель НРООИ «Ковчег» остался доволен тем, что диалог, наконец-то, налаживается, а проектировщики начинают иначе подходить к созданию доступной среды.
Куратором муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды города Нижнего Новгорода» (ФКГС) является городской департамент благоустройства. Там сообщили NewsNN, что обращений инвалидов о некачественно выполненной работе на объектах благоустройства в части безбарьерной среды не поступало.
По информации департамента, в 2020 году запланировано привести в порядок 33 общественных территории. При проектировании «обеспечены условия жизнедеятельности маломобильных групп населения в соответствии с действующими нормами и правилами», заверили там.
По информации министерства социальной политики Нижегородской области, в регионе проживают 273 тысячи 144 инвалида, что составляет 8,5% от общего числа населения.