Posted 29 апреля 2020, 14:22
Published 29 апреля 2020, 14:22
Modified 3 ноября 2022, 19:00
Updated 3 ноября 2022, 19:00
Изначально о заражении коронавирусом сестер из дивеевского монастыря сообщил в Fасеbook церковно-общественный деятель Сергей Чапнин 25 апреля. Он рассказал, что женщины находятся в тяжелом состоянии, у них поднялась температура — до 38-39°. При этом, по словам Чапнина, монастырское начальство запретило проводить тестирование, так как считает, что в обычных больницах «всем вливают жидкие чипы». Он также добавил, что больны как минимум 30 сестер.
Однако пресс-секретарь нижегородской епархии Алексий Пестрецов поспешил опровергнуть эти данные изданию «Коммерсантъ-Приволжье». Он сообщил, что женщины не в тяжелом состоянии, также, по его информации, плохо себя чувствовали всего несколько сестер. Кроме того, тест на коронавирус, с его слов, был проведен, и он показал отрицательный результат.
При этом уже спустя несколько часов пресс-служба епархии распространила сообщение о том, что у нескольких сестер дивеевского монастыря подтвержден COVID-19. Женщин изолировали в медицинском центре «Надежда» при обители, а монастырь закрыли на карантин. Также по указу губернатора Нижегородской области Глеба Никитина ограничительные мероприятия коснулись всего Дивеева.
«По численности заболевших сестер в монастыре сказать сложно, так как статистика меняется каждый день. У кого-то положительные анализы приходят, а кто-то, наоборот, поправляется», — пояснил NewsNN Пестрецов.
Никитин объяснил вспышку коронавируса в монастыре паломничеством верующих из разных субъектов России. Напомним, что видео с собравшейся там толпой в Вербное воскресенье облетело всю Россию. Только после этого по требованию главного санитарного врача по Нижегородской области Наталии Кучеренко было принято решение о закрытии всех храмов и монастырей в регионе.
В связи с тем, что документ епархия получила от санитарного врача после Вербного воскресенья, Пестрецов считает, что нарушений с их стороны не было. По его словам, причина в том, что «некоторые ослушались» рекомендаций патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который настоятельно просил молиться дома. Пресс-секретарь епархии считает, что выводы о причинах произошедшего в Дивееве «должны сделать медики».
Богослов Андрей Кураев полагает, что случившаяся в Дивееве ситуация — это зона ответственности нижегородского митрополита, который должен был проконтролировать исполнение запрета на массовые мероприятия (более 50 человек). «Массовые открытые службы — безответственная вещь. Монастыри презентуют себя как панацея, говорят, что святыни помогут. А путь общения с ними — контактный — поцеловать или съесть», — рассказал он в беседе с NewsNN.
По словам Кураева, монастырское начальство не может не привлекать прихожан, тем более при эпидемии. «В Вербное воскресенье уже было понятно, что все могут заражаться и умирать от коронавируса, даже священнослужители. При этом оставалась в силе бравада о том, что в монастырях можно спастись. Это глупость и невежество», — добавил он.
С ним согласен и Чапнин. Он считает, что монастырь проявил социальную безответственность, будучи открытыми, когда уже повсеместно были введены жесткие карантинные меры. «Дать себе это в отчет не смогло ни монастырское руководство, ни епархиальное. А люди воспользовались выходными и решили отправиться в паломничество», — пояснил он NewsNN.
По словам Пестрецова, сейчас богослужения в нижегородских храмах и монастырях проводятся только с участием священнослужителей и певчих хора. Он заверил, что с 15 апреля все объекты РПЦ закрыты.
При этом также остается непонятным, кто должен был проконтролировать исполнение указа губернатора о запрете массовых мероприятий в церквях. В управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области сообщили NewsNN, что ежедневно находятся на связи с храмами и монастырями региона и получают информацию по исполнению профилактических мероприятий.
По словам Пестрецова, в Вербное воскресенье у монастыря в Дивееве полиция не дежурила. В ГУ МВД по Нижегородской области отказались от комментариев по данному вопросу, попросив обратиться в штаб по борьбе с коронавирусом. Собеседница NewsNN из штаба, в свою очередь, попросила «не названивать» ей. Получить оперативный ответ администрации Дивеева по данному вопросу также не получилось.
В самом женском Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре отказались разговаривать с журналистом, сославшись на карантин.
Чапнин считает, что руководство Русской православной церкви пока не сделало выводов из сложившейся ситуации. Но стоит отметить, что 27 апреля патриарх Кирилл все же установил ответственность священнослужителей за несоблюдение указаний, направленных на противодействие коронавирусу. В документе говорится, что на первых этапах распространения пандемии «не все восприняли ее как серьезную угрозу, проигнорировав предостережения врачей и священноначалия».
Если из-за несоблюдения распоряжений и указаний священноначалия произойдет смерть человека от коронавирусной инфекции, то «виновный может быть привлечен к церковному суду, а в некоторых случаях — к церковно-административной ответственности».
Нижегородский историк Стас Дмитриевский уверен, что сейчас и на руководстве дивеевского монастыря, и на священноначалии лежит большая доля ответственности за произошедшее. Причина, по его мнению, в том, что службы и литургии в храмах зачастую превращаются в «идолопоклонничество».
«В Евангелии говорится, что не человек для субботы, а суббота для человека. Не человек приносится в жертву каким-то обрядам и правилам, а обряды созданы для человека, чтобы помогать ему общаться с богом. У нас перевернутая пирамида. В условиях пандемии было безответственно продолжать причастие из одной лжицы, в то время, как патриарх Кирилл уже рекомендовал не делать этого», — сказал Дмитриевский NewsNN.
Отметим, что массовые заражения коронавирусом произошли не только в Нижегородской области. По информации Чапнина, которую он обнародовал в Facebook, в Николо-Перервинской семинарии в Москве часть учащихся, которые не смогли уехать домой, лежат в изоляторе с температурой.
Заболели и монахини Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. По данным Чапнина, этот факт настоятель замалчивал. Те монахини, которые говорили правду, были лишены мобильных телефонов и других средств связи.
27 апреля произошел вопиющий случай — послушник московского подворья Троице-Сергиевой лавры совершил самосожжение, после того как у него была диагностирована коронавирусная инфекция. По данным на 27 апреля, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре коронавирус диагностировали у 37 насельников.