«Горьковский автозавод» терпит убытки из-за пандемии коронавируса и ждет госзаказов

22 апреля 2020, 12:21
«Горьковский автозавод» с 30 марта по 13 апреля находился в вынужденном простое из-за коронавируса. Через неделю после возвращения к работе было принято решение о переходе на четырехдневку. Какие последствия пандемии уже ощутило на себе предприятие и как избежать других проблем — в материале NewsNN.

13 апреля основные площадки «Горьковского автозавода» вернулись из простоя, получив разрешение на работу. Однако уже с 20 числа предприятие было вынуждено перейти на четырехдневную неделю. По информации «ГАЗа», это связано с «глубоким падением спроса в секторе коммерческого транспорта».

«Многие индивидуальные предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса, которые составляют основу клиентской базы „ГАЗа“, лишились доходов, и резервов для инвестиций в транспорт на ближайшие месяцы у большинства таких заказчиков пока нет», — пояснили NewsNN в пресс-службе предприятия.

В связи с этим объем заказов «ГАЗа» на апрель упал на 70% от среднемесячного уровня, на май–июнь — на 85-90%.

Будут ли работать конвейеры автозавода в мае и июне будет во многом зависеть от заказов из госсектора. «Если государство примет решение о закупке коммерческих автомобилей и автобусов для нужд различных госучреждений и ведомств, и если они получат дополнительные стимулы со стороны правительства на замену устаревшей техники в 2020 году, появится возможность загрузки „ГАЗа“ и всей цепочки поставщиков узлов и компонентов, которая включает около 3,7 тысячи российских производителей», — отметили на предприятии.

На «Горьковском автозаводе» считают необходимым как можно скорее запустить программы ежегодного пополнения парка автомобилей скорой помощи и школьных автобусов. Раньше это происходило в третьем квартале года. «Закупка медицинских машин на 5,2 млрд рублей, о которой было объявлено в апреле, была распределена без учета глубины локализации моделей различных поставщиков и количества сотрудников, работающих на получивших заказы предприятиях. Из-за этого объем заказа, полученный „ГАЗом“, составил только 1,5 дня работы конвейера», — рассказали в пресс-службе завода.

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин также считает госзаказ альтернативой компенсации простоев из госбюджета. По его словам, такая мера позволит не только поддержать высокотехнологичные отрасли промышленности в период кризиса, но и создаст условия для выхода из него.

«„Группа ГАЗ“ сама активно ищет новые ниши, где возможно актуализировать спрос, разрабатывает транспортные решения, которые актуальны и в момент борьбы с коронавирусом, и после окончания эпидемии. Но на сегодняшний день резервы для заказа коммерческого транспорта есть только в госсекторе», — говорит Сорокин.

Напомним, что пока автопром не признан отраслью, наиболее пострадавшей от пандемии коронавируса, поэтому специальных мер поддержки для него не разработано.

На прошлой неделе губернатор Нижегородской области Глеб Никитин во время онлайн-совещания с председателем «Единой России» Дмитрием Медведевым заявил о необходимости принятия мер антикризисной поддержки автопрома.

По данным главы региона, общее падение автомобильного рынка в текущем году оценивается до 50%, по коммерческому транспорту — до 70%. В связи с этим Никитин предложил субсидировать затраты малого и среднего бизнеса, а также предприятий общественного транспорта на покупку машин и подвижного состава.

«Пускай сами решают, покупать грузовик КамАЗ, легковой автомобиль АвтоВАЗа или Газель. При этом мы, таким образом, и автопром загрузим полностью, и поможем пострадавшим отраслям», — добавил Никитин.

По предварительным данным, обсуждение данной проблемы с президентом России Владимиром Путиным должно состояться сегодня, 22 апреля.

«В случае внесения отрасли в перечень наиболее пострадавших отраслей, „ГАЗу“ будет оказаны все меры поддержки, предусмотренные законодательством», — сообщили NewsNN в региональном минпроме.

Отметим, что проблемы у автопрома наблюдаются по всей стране. Так, группа «Соллерс» (объединяет УАЗ, ЗМЗ, Ford Sollers и Mazda Sollers) в конце марта сообщила о возможных рисках приостановки производств своих предприятий из-за резкого падения спроса на автомобили со стороны физлиц. Кроме того, для производства заводу нужны китайские комплектующие, в поставке которых наблюдаются перебои.

На «АвтоВАЗе» ожидают снижения объемов продаж в апреле–мае, с возможным восстановлением спроса в июне. При этом там не исключают, что динамика рынка по России будет зависеть от эпидемиологической обстановки в каждом конкретном регионе, и от разрешительных мер на возобновление продаж и сервисных услуг в каждом из них.

По мнению ведущего эксперта управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, пандемия может негативно сказаться на автомобильной промышленности по ряду причин. Во-первых, из-за карантинных мероприятий у автопроизводителей может быть нарушена логистика поставок необходимых товаров и услуг, могут возникнуть проблемы со сбытом готовой продукции. Во-вторых, пандемия и меры по борьбе привели к значительному росту безработицы, снижению доходов населения, что уже отразилось на спросе на автомобили. В-третьих, борьба с инфекцией потребует дополнительных финансовых ресурсов от автопроизводителей, которых у них может не быть из-за уменьшения продаж.

«Какие надо предпринять меры, производителям автомобилей и остальным участникам рынка хорошо известно, так как для них этот кризис не первый, и, к сожалению, не последний. В первую очередь, это сокращение расходов разными способами, стимулирование продаж, диверсификация деятельности, обращение за поддержкой к государству», — сказал Баранов NewsNN.

По его словам, помимо существующих мер поддержки могут быть приняты следующие: прямое выделение средств из бюджетов разных уровней на возвратной основе, предоставление гарантий, льгот, отсрочек по уплате налогов и различных платежей, изменение регулирования отрасли и рынка в целом до улучшения ситуации.

#Эксклюзив #Коронавирус #Полина Троянова #Аналитика
Подпишитесь