Posted 16 апреля 2020, 12:20
Published 16 апреля 2020, 12:20
Modified 3 ноября 2022, 18:51
Updated 3 ноября 2022, 18:51
Заявление спикера Совета федерации Валентины Матвиенко о закреплении правового статуса дистанционного образования в преподавательской среде восприняли достаточно скептично. Даже несмотря на то, что Матвиенко не предлагала полностью переводить учебные учреждения в онлайн-формат.
«Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время», — написала спикер в своем блоге на сайте Совфеда.
Доктор экономических наук, профессор нижегородского филиала РАНХиГС Александр Мазин считает, что большинство его коллег-преподавателей будет категорически против дистанционного обучения.
«Просто потому, что мы, в отличие от чиновников, которые нами руководят, особенно из Москвы, представляем, как живут люди и что для них важно, а что нет. Как это обучение происходит в реальной жизни и связано с качеством образования, тех знаний, что могут получить студенты в результате обучения», — сказал он.
Действительно, технических проблем у онлайн — занятий крайне много как у студентов, так и у школьников. Преподаватели испытывают колоссальную нагрузку и, при этом, не могут дать обучающимся самого главного — прямого контакта.
Доктор наук, профессор НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Ольга Сенюткина уверена, что подменять дистанционным обучением традиционное — глубокое заблуждение. «По сути, это уничтожение того образования, которое предполагает вдумчивое обсуждение проблематики учебных курсов глядя в глаза друг другу», — говорит она.
По мнению доктора философских наук, начальника управления научных исследований и проектов Нижегородского института управления РАНХиГС Андрея Дахина, перейти на онлайн-обучение невозможно и нецелесообразно.
«Образование это человекоемкая технология. В отличие от запада, где роль человека, как элемента культуры снижается, российская философия состоит в том, что роль человека, как полноценного носителя общественного потенциала не должна снижаться», — уверен он.
Все эксперты, с которыми пообщался NewsNN, сходятся во мнении, что цифровые технологии — это лишь дополнение к основному учебному процессу, приложение и не более того.
Сенюткина считает, что научно-технический прогресс последнего времени вносит коррективы в развитие образовательного поля, но они не должны быть направлены на разрушение накопленного опыта.
«Можно вводить в обучение видеоматериалы, привлекать в качестве источников не только традиционный набор монографий, статей, но материалы из интернета. Это ни в коей мере не означает ухода от работы напрямую», — говорит она.
Преподаватели дают неутешительные прогнозы на случай перехода обучения в вузах в онлайн-формат. По их мнению, это приведет к деградации образования.
Профессор ННГУ, зампредседателя наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов отметил, что, если цифровизация полностью заменит собой традиционное обучение, это будет не просто «конец школы», а очень быстро приведет к деградации всего общества.
«Я не утрирую. К сожалению, сегодня различные технооптимисты вбили в наше сознание мысль, что любое преступление против человека, против личности можно оправдать техническим прогрессом. И цифровизация объявлена таким вот „шагом вперед“. Но на самом деле это процесс обезличивания, процесс шифровки и дегуманизации всех человеческих смыслов, которые были накоплены на протяжении истории», — подытожил профессор.