Несколько недель с начала пандемии коронавируса нижегородский бизнес находился в режиме ожидания, какую поддержку окажет им государство. Ведь в условиях вынужденного простоя им необходимо оплачивать аренду помещений, услуги ЖКХ и проч. Особенно пострадали отрасли гостеприимства и ресторанный бизнес.
7 апреля губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подписал указ о мерах финансовой помощи работодателям, вынужденным приостановить деятельность. Там говорится о том, что предприниматели могут рассчитывать на компенсацию затрат оплаты труда работников в сумме 13,9 тысяч рублей в месяц. Кроме того, государство оплатит взносы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию работника.
Но поддержка будет оказываться с определенными условиями. Во-первых, эту сумму будут получать не более 50% численности работников. Во-вторых, работодатель должен будет подтвердить, что с момента введения режима повышенной готовности до вступления в силу данного указа число сотрудников уменьшилось не более чем на 10%. Кроме того, работодатель обязан «предоставить согласия всех сотрудников организации на осуществление социально-значимых общественных работ в объеме не менее 20 часов в неделю».
Если на это согласятся не все работники, то финансовая помощь уменьшится пропорционально. В своем Instagram Никитин прокомментировал данный указ, отметив, что он не понравится тем, «кто за халяву».
«Почему компенсируем только 50%? Это справедливо, чтобы собственники также участвовали в решении проблемы, а мы им помогали. Но важно не только поддержать бизнес. Важно занять людей. Платить и бизнесу, и самозанятым будем только, если люди согласятся выполнять социально значимые работы четыре часа в день. Помочь пожилым, провести дезинфекцию, провести уборку и благоустройство, оцифровать документы. Тем, кто за халяву, это не понравится. Но это будет правильно», — написал он.
Решение губернатора одобряет президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, это позволит многим частным предпринимателям сохранить свой бизнес.
«Нижегородская область — первый и единственный регион в стране, принявший столь беспрецедентные решения. Предприниматели смогут благодаря подобной мере поддержки удержать сотрудников и потом, когда ситуация стабилизируется, возобновить деятельность», — подчеркнул Калинин.
По его словам, в «Опору России» поступают обращения от предпринимателей, желающих заработать в существующих условиях, чтобы компенсировать потери.
«Кто-то готов развозить необходимые грузы и волонтеров по городу, кто-то — отвечать на звонки людей, нуждающихся в консультации. И благодаря такой форме многие сотрудники предприятий смогут официально трудиться, получать зарплату. Но главное, у них появится уверенность в том, что за ними сохранят рабочее мест», — сказал Калинин.
Поддерживает решение Никитина и генеральный директор Нижегородской Фитнес Группы Елена Фадеева.
«Прописанная в указе губернатора субсидия на оплату труда, которая предполагает поддержку сотрудников, напрямую к нашей деятельности не имеет отношения. Но многим предприятиям именно это будет существенной помощью», — отметила Фадеева.
По словам вице-президента РСПП, председателя совета директоров ПАО «Русполимет» Виктора Клочая, «Бизнесу необходимо разделить ответственность, которую взял на себя губернатор».
«Я уверен в том, что все бизнес-сообщество округа, безусловно, разделит ответственность и предпримет все усилия, чтобы победить сегодняшнюю ситуацию. Хотелось бы, чтобы примеру нашего губернатора последовали и другие территории, руководители регионов ПФО», — отметил он.
Директор сети автосервисов «БестВей» Михаил Маковей назвал меры Никитина «актуальными».
«Помимо конкретных мер поддержки, лично для меня ценно то, что решения принимаются очень быстро, без разночтений, и незамедлительно доносятся до бизнеса», — сказал он.
Рассчитывать на компенсацию по зарплате сотрудников может владелец мини-отеля «Бугров-хостел» Юрий Кузьмичев — его бизнес наиболее пострадал от пандемии коронавируса. Однако, по словам бизнесмена, делать этого он не собирается, так как объявленные меры поддержки счел «оскорбительными».
«Если на общественных работах работать безопасно, может, мы начнем работать на своем основном месте?», — рассуждает Кузьмичев.
Такие же вопросы задали подписчики Никитина в Instagram. «Я не за халяву… Но я не хочу в период эпидемии где-то чего-то мыть, у кого-то убираться, проводить благоустройства… Сейчас пол города самозанятых будут проводить дезинфекции, а второй половине просто разрешили работать. Ну здорово… Зачем все это нужно? Я лучше на свою работу выйду на эти 4 часа! Где я буду в большей безопасности?», — написала нижегородка на странице губернатора в соцсети.
В разговоре с NewsNN Кузьмичев сравнил действия правительств Германии и США с действиями российских властей в условиях пандемии. «В западных странах людям просто выдают деньги, чтобы поддержать экономику, чтобы у граждан были наличных деньги на элементарные покупки. У нас же за эту милостыню нужно еще и отработать», — отметил он.
Предприниматель Александр Вяшников в разговоре с NewsNN сказал, что «ему от государства ничего не надо». Но, по его словам, никогда ни один бизнес «никакой халявы не видел», особенно тот, что работает в селах.
«Меня само предложение низкоквалифицированного труда за минимальный размер оплаты труда коробит. В СССР общественные работы — это наказание, у нас — компенсация пострадавшим», — отметила в разговоре с NewsNN нижегородский экскурсовод Наталья Вертлиб.
На горячей линии центра «Мой Бизнес» корреспонденту NewsNN сообщили, что пока принять участие в общественных работах, чтобы получить компенсацию, невозможно. «Сейчас в отношении указа № 53 разрабатываются все нормативные документы и формируются комиссии, призванные реализовать его. Информация о том, как получить поддержку появится в ближайшее время», — сказали в организации.
Однако, как сообщает в своем Facebook градозащитница Анна Давыдова, уже сейчас работы на всех волонтеров не хватает, и будет ли ее достаточно для оставшихся без работы предпринимателей — непонятно.
«Волонтерам приходится здорово конкурировать за заказы. Это мое открытие из жизни коронавирусного мегаполиса», — написала Давыдова, отметив, что в пятницу ей не досталось адресов для развоза еды.
В Нижегородской области есть несколько организаций, которые занимаются волонтерской работой в условиях пандемии. Так, в марте при Общероссийском народном фронте (ОНФ) был создан Штаб помощи пожилым и малобильным гражданам в условиях коронавируса. Его волонтеры доставляют продукты по адресам граждан, находящихся на самоизоляции.
По данным нижегородского ОНФ, в волонтерском движении участвуют уже более 1 тысячи нижегородцев, несколько десятков компаний, предпринимателей и общественных организаций. Так, в число волонтеров уже записались сотрудники «Сбербанка», «Выксунского металлургического завода» и Нижегородского государственного университета им. Лобачевского.
Волонтерский центр открыт и при региональном отделении партии «Единая Россия». По словам Давыдовой, здесь также заказов меньше, чем желающих их исполнить волонтеров.
Такие же центры работают и при районных отделах соцзащиты, но найдется ли там место оставшимся без работы предпринимателям, пока не ясно.