Металлургическое производство появилось в Выксе еще в 1757 году. АО «ВМЗ» (производство сварных и стальных труб), существующее по сей день, было зарегистрировано в ноябре 1992 года. С этого момента завод прошел четыре реорганизации. В 1999 году он попал в «Объединенную металлургическую компанию» (ОМК).
Сейчас управляющим директором предприятия является Александр Барыков. «ВМЗ» имеет восемь дочерних компаний, три из которых, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрированы в США. Кроме того, у завода есть представительство в Германии.
За последние годы «Выксунский металлургический завод» имел убыток только в 2014-м. В 2018 году чистая прибыль предприятия составила 20,5 млрд рублей. Трубы «ВМЗ» используют «Газпром», «Транснефть», «Лукойл». Завод также является поставщиком магистральных нефте- и газопроводов, включая Nord Stream, «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» и др. Основной потребитель продукции завода — «Российские железные дороги» (РЖД). Так, в прошлом году «ВМЗ» получил заказ от ОА «ТД РЖД» на поставку цельнокатаных колес на сумму 17,1 млрд рублей.
Однако от такой бурной деятельности «ВМЗ» страдают жители Выксы и близлежащих населенных пунктов. Согласно государственному докладу о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области, Выкса стала лидером по количеству проб с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Чтобы сохранять лидирующие позиции на рынке, завод постоянно расширяется. Так, в 2008 году был открыт литейно-прокатный комплекс (ЛПК). К 2021 году на территории городского округа Выксы должен появиться новый цех по производству бесшовных труб. А к 2022 — между ЛПК и Мотмосом будет построено отдельное электросталеплавильное производство.
«ВМЗ» и Госстройнадзор Нижегородской области на момент публикации материала не ответили на запрос NewsNN о том, есть ли у предприятия разрешение на возведение нового цеха в Мотмосе.
«Жители села Мотмос оказались заложниками „Выксунского металлургического завода“. Там уже функционируют три цеха в непосредственной близости от жилых домов. ЛПК дымит постоянно. Жители чуть ли не каждый день присылают мне фотографии, как разноцветный дым выходит из труб. Там вся таблица Менделеева», — говорит местный экологический активист Игорь Каконин. По его словам, Выкса — это «город-завод или завод-город».
В начале декабря к Каконину обратилась инициативная группа жителей Мотмоса, заявив, что они задыхаются от вредных выбросов. После этого в Выксе прошли общественные слушания по поводу строительства нового цеха. В мероприятии, по оценке министерства внутренней политики Нижегородской области, приняли участие 85 человек. Однако, как отмечает Каконин, слушания проводились посреди рабочего дня. «Туда привезли для массовки два автобуса работников „ВМЗ“. Только пять жителей Мотмоса смогли туда пробиться. Слушать их там никто не стал», — пояснил он.
Позже активист согласовал с администрацией митинг. На него пришло порядка 350 человек. Всего против строительства нового цеха возле жилых домов было собрано 800 подписей. Отметим, что в Мотмосе проживает более 3,5 тысяч человек.
«Все боятся репрессий. В интернете они смелые, а под обращением в Росприроднадзор поставить подписи побоялись, так как у кого-то брат, у кого-то сват, у кого-то еще кто-то работает на заводе», — считает Каконин.
Отстоять свою позицию жителям округа довольно сложно еще и из-за того, что лаборатория по исследованию воздуха закрылась несколько лет назад. При этом в администрации Выксы считают экологическую ситуацию «стабильной». За 2019 год туда поступила только одна жалоба на качество воздуха.
В администрации Выксы не ответили на вопрос NewsNN, почему была закрыта лаборатория. При этом там заверили, что уже заключают договор с ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» на экспедиционное обследование атмосферного воздуха в пределах города.
Ранее начальник центра мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» Нина Андриянова рассказала NewsNN, что на протяжении нескольких лет управление направляло в администрацию Выксы предложения о заключении договора, но ответы поступали отрицательные.
«Администрация округа — это филиал „ВМЗ“. Глава местного самоуправления — бывший исполнительный директор завода Владимир Кочетков [он работал на предприятии с 1982 по 2011 год, в 2014 — возглавил МСУ, — прим. NewsNN]. Весь штат администрации — это бывшие работники „ВМЗ“. У нас 25 депутатов, и все они из „Единой России“. Я процент не считал, но там тоже подавляющее число руководителей завода — цехов, подразделений и проч.», — говорит Каконин.
Росприроднадзору тоже пока не удалось доказать факт наличия большого числа вредных выбросов с предприятия. Летом управление провело проверку на «ВМЗ», которая выявила ряд нарушений в области обращения с отходами производства и потребления. Управлением были вынесены постановления о привлечении предприятия к административной ответственности по четырем статьям. Однако «ВМЗ» смог доказать в Выксунском городском суде необоснованность доводов Росприроднадзора. Сейчас управление обжалует данное решение в Нижегородском областном суде.
«Завод предоставил данные своей лаборатории, из которых следовало, что превышений нет. Была назначена судебная экспертиза. На момент ее проведения превышений не было. Все очевидно. Если Росприроднадзор приехал неожиданно, то судебная экспертиза была обязана известить о датах проведения мероприятий», — отметил Каконин.
Во время той же проверки Росприроднадзор выявил, что у «ВМЗ» отсутствовали паспорта на отходы четвертого класса опасности (шлак электросталеплавильный и сталеплавильный, лом шамотного кирпича и проч.). Кроме того, данные отходы были незанормированы. Некоторые из них хранились на предприятии свыше 11 месяцев, следует из отчета, размещенного в «СПАРК-Интерфакс». Также специалисты выяснили, что предприятие проводило замер эффективности газоочистной установки в 2018 году только один раз.
«АО „ВМЗ“ осуществляет деятельность с превышением установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», — к такому выводу пришел Росприроднадзор.
Кроме того, как сообщили NewsNN в управлении Росприроднадзора, в 2016 году на «ВМЗ» было выявлено нарушение в области охраны атмосферного воздуха: производственный экологический контроль производился предприятием не в полном объеме.
Всего только за 2019 год различными ведомствами на «Выксунском металлургическом заводе» было выявлено порядка 70 нарушений. В частности, Роспотребнадзор обратил внимание на то, что в отделе оцинкования и фосфатирования отсутствует общеобменная вентиляция, при этом имеется только местная вытяжка от ванн. Кроме того, специалисты установили, что заливка кислот на предприятии осуществляется вручную.
Также Ростехнадзор в ходе проверки выявил, что ежегодные комиссионные обследования железнодорожных переездов «ВМЗ» не проводятся. А Россельхознадзор установил, что завод осуществил вывоз из России подкарантинной продукции в виде древесных упаковочных материалов при отсутствии маркировки международного образца.
На самом «ВМЗ» также признаются, что лаборатория предприятия выявила превышение уровня шума в ночное время от трубоэлектросварочного цеха на 10%. В связи с этим в октябре был установлен шумозащитный экран.
Как сообщили NewsNN на «Выксунском металлургическом заводе», предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в воздух «в соответствии с утвержденным Росприроднадзором проектом допустимых выбросов». За 2019 год превышений ПДК не зафиксировано. Чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду «ВМЗ» проводит замену фильтрующих элементов, ремонт, обслуживание и модернизацию пылегазоулавливающего оборудования. Ежегодные затраты на это составляют более 1 млрд рублей.
За 2019 год «Выксунский металлургический завод» снизил объем выбросов в воздух на 46% благодаря остановке устаревшего мартеновского цеха. Однако жители этого не ощутили. «И шум, и запахи есть. Запах идет со стороны ЛПК. Как ветер дунет, так все тянет на нас. Вечером даже видно рыжее облако. Мы ходили на митинг, подписи собирали. Пока результата не увидели», — поделились в разговоре с корреспондентом NewsNN местные жители Сергей и Елена Квасковы.
По словам эколога Асхата Каюмова, от производства «ВМЗ» в воздух летит окись железа, что негативно влияет на работу внутренних органов. Он также отметил, что промышленные предприятия могут в своих интересах корректировать отчетность о выбросах.
«То, что там нет поста мониторинга, это плохо. Большое количество людей находятся возле серьезного промышленного объекта. И то, что за ним не следят, неправильно. Такая ситуация создает благоприятные условия для тех промышленников, которые не хотят соблюдать законодательство», — добавил Каюмов.
«ВМЗ» на момент публикации материала не ответил на запрос NewsNN о том, как часто на предприятии проводятся замеры состояния воздуха.