Число жителей области не увеличивалось с 1990 года, когда в регионе насчитывалось 3 780 256 человек. За последние 30 лет Нижегородская область потеряла почти 562 тысячи жителей. Согласно демографическому прогнозу Нижегородстата, население Нижегородской области за 16 лет уменьшится с 3 218 336 до 2 948 033 человек — в основном за счет женщин.
Основой роста численности жителей является разница между количеством родившихся и умерших за определенный период времени, которая называется естественный прирост (ЕП) населения. В Нижегородской области его не ожидается. Напротив, естественная убыль вырастет с 4,2 до 6,9 на 1 тысячу человек за 2020-2035 гг. Основная причина — спад рождаемости.
В прошлом году в регионе родилась 31 790 детей. К 2035 году показатель снизится до 24 939, то есть на 21,4%. А вот количество умерших останется на том же уровне — около 45 200 человек в год.
Плохое здравоохранение
Зампред Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров считает, что причины убыли населения заключаются в низком уровне жизни и плохом качестве здравоохранения. «Первая причина сказывается на рождаемости и приводит к ранней смертности. Вторая причина рукотворная. В Нижегородской области на протяжении многих лет сокращали количество лечебных учреждений, особенно на селе, сокращался медицинский персонал, а качество предоставляемых услуг резко снижалось», — заявил он.
По данным сборника минздрава России, число детских городских больниц в Нижегородской области за 10 лет сократилось с 11 до 6, за 12 лет количество родильных домов снизилось с 10 до 5 (по данным нижегородского минздрава - за 10 лет их число уменьшилось с 52 до 17). На 10 тысяч женщин фертильного возраста приходится 8,7 мест в роддомах. Меньше стало и акушеров-гинекологов — 3,41 на 10 тысяч женщин. Исправить ситуацию можно повышением уровня жизни — достойными стипендиями, зарплатами пенсиями, считает Егоров. Он заявил, что разовые кампании бедность не компенсируют.
Низкий уровень жизни
В Нижегородской области доход менее прожиточного минимума получают 321,9 тысячи человек или 9,95% населения. В рамках проекта по борьбе с бедностью специалисты провели эксперимент. Он показал, что у 21% малоимущих граждан резко снижаются доходы после рождения детей.
Егоров считает, что меры социальной поддержки семей с детьми недостаточны. В прошлом году фракция КПРФ предложила повысить размер регионального материнского капитала и давать его при рождении второго ребенка. Сейчас он составляет 100 тысяч рублей и полагается при рождении третьего и последующих детей.
Тогда депутаты от «Единой России» отклонили документ. В этом году решением проблемы занялись на федеральном уровне. В послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин предложил повысить размер материнского капитала и выдавать его за рождение первого ребенка, продлив программу до 2026 года.
Тем временем, в Нижегородской области нет программы поддержки молодых семей. Не располагает к принятию решения о пополнении в семье и размер пособий: за первого и второго ребенка женщине единовременно выплачивается 8 тысяч рублей.
Недоработку региональных властей также решают на федеральном уровне: Путин предложил ввести ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет для семей с низкими доходами. В регионе выплата в размере 9 355 рублей предусмотрена для многодетных семей, чей среднедушевой доход ниже 31 408 рублей. Она предоставляется однократно. В целом в Нижегородской области меры поддержки касаются только многодетных семей.
Для них предусмотрена ежемесячная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения им трех лет в размере 9,09 тысячи рублей. Еще им полагается 792 рубля на питание и 591 рубль на проезд школьников ежемесячно, 879 рублей в начале учебного года и компенсация 50% платы за коммунальные услуги.
«Сегодня семья, позволяющая себе второго ребенка, в большинстве случаев обрекает себя на бедность. Это одна из самых серьезных проблем современной России. Один ребенок еще позволяет оставаться среди среднего или малообеспеченного класса, но второй резко ухудшает ситуацию. При том, что и муж, и жена — не безработные», — заявил профессор Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Мазин.
Он считает, что идея выплаты материнского капитала, призванная подтолкнуть семьи к рождению детей, «в какой-то мере себя оправдала». Однако меньше, чем ожидалось, и не привела к радикальному изменению ситуации. Эксперт заявил, что Нижегородская область является одной из самых проблемных в плане демографии. Для решения вопроса нужно, чтобы у каждой женщины было не менее двух детей. Этот критерий в регионе не выполняется.
В прошлом году суммарный коэффициент рождаемости — числа детей, приходящихся в среднем на одну женщину за всю жизнь, — в регионе был равен 1,457, что ниже показателей 2012–2017 годов, гласят данные Нижегородстата. С 2006 года коэффициент никогда не превышал 1,67.
«Многодетные семьи встречаются в России редко. В основном, это два вида семей. Первый, очень немногочисленный — глубоко религиозные семьи. Религия запрещает контрацептивы, она говорит, что убийство ребенка — это грех, и надо рожать столько, сколько природа дала. Эти семьи в большинстве благополучные», — считает Мазин. Второй вид — неблагополучные семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, «сбрасывая» детей государству. 80% воспитанников детдомов впоследствии идет в криминальную среду, говорит эксперт.
«Требуется программа чрезвычайных мер по предотвращению дальнейшего вымирания населения. Словосочетание „естественная убыль населения“ слишком спокойное для обозначения той страшной беды, с которой столкнулось наше общество сегодня. Причем эта беда рукотворная: нет ни войны, ни эпидемии. Все это — результат социально-экономической политики государства, которую оно проводит на протяжении уже многих лет», — добавил Егоров.
Пессимизм в обществе
Мазин связывает низкую рождаемость с пессимизмом в обществе. «В 1990-е годы рождаемость упала не только потому, что пришла очередная „волна“ после Великой Отечественной войны, но и потому, что людям стало настолько тяжело жить, что их ужасало собственное будущее. Было страшно приводить в этот мир детей», — сказал он.
Эксперт считает, что денежные вливания могут помочь в решении проблемы с рождаемостью, но не кардинально. «Улучшение ситуации может быть только в случае появления социального оптимизма. В ближайшей перспективе этого ожидать сложно. Но меры все равно необходимо принимать, так как депопуляция является одним из вызовов современности», — заявил Мазин.
Изменение ценностей и демографический переход
Старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник считает, что роста численности населения можно ждать, когда у народа изменятся базовые социокультурные и религиозные ценности. В ближайшем столетии эксперт этого не предвидит. «Россия относится к странам, которые совершили демографический переход. То есть они перешли от модели растущего воспроизводства населения к модели убывающего — каждое следующее поколение является по численности меньшим, чем предыдущее. Этот тренд переломить пока не удается», — сказал Прудник.
Если общероссийскую тенденцию изменить вряд ли получится, на региональном уровне можно менять ситуацию с помощью определенных механизмов, заявил эксперт. Например, использовать приток мигрантов, как это делает Москва и Кубань.
В Нижегородской области изменить ситуацию с естественной убылью населения не получится из-за близости к столице, считает Прудник. «Она выкачивает из нашего региона именно молодую часть населения — ту часть, которая и обеспечивает воспроизводство», — сказал он.